Прямое урегулирование: куда крестьянину податься

Говорят, что статистика – самая наглая ложь, но здесь ей, наверное, можно поверить. Как утверждают компании-страховщики, число воспользовавшихся возможностью прямого урегулирования по ОСАГО сейчас растет непрерывно. 

Напомним, что «прямое урегулирование», оно же  «прямое возмещение убытков» - это, по определению ст. 1 «закона об ОСАГО», «возмещение вреда имуществу потерпевшего, осуществляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом страховщиком, заключившим с потерпевшим - владельцем транспортного средства договор обязательного страхования.»

Рост числа желающих прийти за возмещением по ОСАГО не в «чужую»,  а в «свою» компанию связан, во первых, с арифметическим увеличением числа тех, кто получал эту возможность, продлевая полис после 1 марта. А с 1 ноября с.г., когда статистика е вышла на «чистые» показатели, и возможность приходить «в свою» компанию получили все, по данным московских СК, рост воспользовавшихся прямым урегулированием вырос еще, в зависимости от компании, от 2,5% до 5%.

Тут важен и психологический момент: такой порядок действий, когда нужно приходить за деньгами туда, где покупал страховку, хорошо понятен и выглядит правильно с точки зрения потребителя. 

Наиболее удобным и комфортным прямое урегулирование выглядит для тех, кто держит полисы ОСАГО и КАСКО в одной компании (а таких много), поскольку здесь автовладелец получает в чистом виде «принцип одного окна».

Также, как показывают исследования страхового рынка, при прямом урегулировании, автовладельцы рассчитывают на больший размер выплаты, поскольку обращаются «в свою» компанию, где с ними должны обойтись лучше, чем в «чужой».

Страховщики жалуются, что с введением прямого урегулирования их издержки ощутимо увеличились: страховые премии упали приблизительно на 8%, а выплаты выросли в среднем на 20%.

Напомним, что с точки зрения компаний схема прямого урегулирования работает так. Когда потерпевший обращается за выплатой по ОСАГО, «его» компания, где он покупал полис, направляет заявку на урегулирование убытка в компанию причинителя вреда. Она акцептует заявку, и после этого «своя» компания выплачивает возмещение. Для расчетов между страховыми компаниями в рамках системы прямого урегулирования создан специальный клиринговый центр «РСА-клиринг», к котором сейчас «подключено» порядка 170 страховщиков.

Впрочем, несмотря на все жалобы страховщиков о падении доходов, лишние действия и дополнительные расходы, система прямого урегулирования для них оказывается также выгодна, особенно для некрупных компаний. Для них это позволяет лучше сохранить клиента, особенно ценного держателя полисов ОСАГО и КАСКО, который прийдя в «чужую» компанию, может быть переманен более ловкими менеджерами и на следующий год купит КАСКО там. 

Но с другой стороны, для автовладельца здесь также появляется возможность на каком-то более простом случае с выплатой по ОСАГО проверить, как работает его компания и стоит ли там продлевать КАСКО на следующий год.

В любом случае можно уже констатировать: система прямого урегулирования по ОСАГО в России заработала, и определенно, постепенно будет набирать обороты. 

Кстати, в странах Западной Европы, откуда была адаптирована модель прямого возмещения, с подобной схемой дела обстоят по-разному. Например, если во Франции схема прямого урегулирования действует с 1968 г., то в Германии она не прижилась, поскольку особенности правовой системы в стране таковы, что позволяют через суд взыскать со страховой компании виновника ДТП дополнительные компенсации за причинение морального вреда, упущенную выгоду от срыва переговоров и т.д.

Французам на отладку системы прямого урегулирования понадобилось около 10 лет, у нас же, где она работает меньше года, уж конечно еще далеко не все гладко. Российская система прямого урегулирования кроме психологического удобства, никаких реальных гарантий и защиты автовладельцам не дает. Если компания «оппонента» - виновника ДТП лишилась лицензии, ушла с рынка или полис его оказался фальшивым, то никакого прямого урегулирования уже не будет, «свой» страховщик в выплате откажет, предоставив автовладельцу решать проблему самому.



Все статьи