Ищем универсал

     Новые автомобили с кузовом «универсал» у нас в России не то чтобы нарасхват. Но между тем свою, пусть и не самую многочисленную, аудиторию имеют. И главная особенность спроса на авто, как принято выражаться, повышенной вместимости — его локализация в самом нижнем ценовом сегменте.
     
     Оказалось, что для массового покупателя шильдик, украшающий радиаторную решетку, принципиального значения не имеет, а машина выбирается исключительно по утилитарно-экономическому принципу. Кузов «универсал» впервые увидел свет еще на заре автомобилестроения. В начале прошлого века с фордовского конвейера только начали сходить первые Ford T, а североамериканские тюнинг-ателье уже начали предлагать для них кузова повышенной вместимости. Автопроизводители всего мира очень быстро смекнули, что через несколько десятков лет автомобиль превратится из роскошного ландо для непродолжительных поездок в банальное средство передвижения на значительные расстояния, к которому будут предъявляться самые обыденные и повседневные требования. Поэтому уже в двадцатых годах к ранее никчемному багажному отделению стали относиться весьма уважительно. Советский автопром двигался по пути технического прогресса хоть и с отставанием от Запада, но ступая след в след. Да и как не прижиться универсалам в стране, где издавна на всякий случай принято все запасать впрок.
     Сегодня в России среди наиболее доступных, а потому массовых универсалов, как и десять лет назад, первенствует вазовская «четверка». Ижевская новинка «Фабула» примерно в той же «весовой» категории, но для людей, готовых задуматься о возможности покупки пусть и дешевой, но иномарки, это тоже уже не вариант. Впрочем, как оказалось, рубеж, занятый Lada 2111, — своеобразным пограничным столбом, за которым универсал становится иномаркой, — пока способны преодолеть немногие. Даже всевозможные кредитные программы, призванные максимально быстро воссоединить потенциального покупателя с предметом его мечтаний — заморским чудом техники, не смогли сделать бюджетные универсалы по соотношению цена-качество предпочтительнее продукции «АвтоВАЗа». Во всяком случае, для массового покупателя.
     Итак, давайте разбираться. Отправной точкой возьмем среднестатистического семейного москвича — закоренелого дачника с умеренным ($800—$1200), но стабильным заработком. Предположим, с учетом стоимости его подержанного авто, на покупку нового он способен ассигновать примерно $5000. Стало быть, разговор в любом случае пойдет о кредите. Как показывает практика, подобный сценарий развития событий сегодня наиболее распространен в автосалонах. Естественно, общение с продукцией отечественного автопрома такому человеку уже обрыдло, поэтому сначала он отправляется на поиски универсала-иномарки.
     Первой в его маркетинговом исследовании наверняка встретится модель Kia Rio. Действительно, в кузове универсал «бюджетница» выглядит недурно, с некоторым даже флером эстетичности. Внутри тоже все «по-взрослому»: кондиционер, электропакет, подушка безопасности. А гидроусилитель руля вместе с аудиоподготовкой и вовсе считаются нынче само собой разумеющимися. Однако стоит эта роскошь отнюдь не десять, от которых мы привыкли отталкиваться в случае с Kia Rio, а как минимум $12 100. Машину такую придется заказывать заранее и ждать несколько недель. Полазив по салону машины с рулеткой, дотошный покупатель легко определит, что его размеры отличаются от аналогичных на его трехлетке «одиннадцатой» далеко не в лучшую сторону. В раздумьях о недостающих семи тысячах «зеленых», возможно, он даже заберется на задний диван позади водительского кресла. А когда увидит, что вольготно расположиться даже «за собой» (за мужчиной средних размеров) не может, то настроение у него наверняка окончательно испортится. Вместе с затратами на обслуживание трехлетнего кредита, покупку обязательных в таких случаях страховых услуг (по весьма суровым тарифам — от 9%) и расходами на минимальное дополнительное оборудование окончательная стоимость такого автомобиля может спокойно вывалиться за $15 000.
     Мягким такой приговор нашему покупателю не покажется (на самом деле и не показался, поскольку материал основан на абсолютно реальных событиях), и он отправится искать лучшей жизни к другим дилерам. Здесь нужно сказать, что на меньшие деньги он рассчитывать уже не будет, и правильно сделает. Поскольку бюджетные универсалы других марок обойдутся только дороже.
     Далее излагаем события в прошедшем времени. Очень благоприятное впечатление оставил Chevrolet Lacetti SW (от $15 700 за минимальную комплектацию). Смотрел Mitsubishi Lancer — прикольно, но цена от $17 300 убила все надежды. Безусловно хорош и Ford Focus, но с ним неувязочка. В связи с переходом завода во Всеволожске на выпуск обновленной модели поставки универсалов предыдущего поколения свернуты. На складах дилеров осталось немного дорогих машин в топовой комплектации Ghia. В то время как заказы на более доступные версии уже обновленного Focus (комплектация Ambiente от $15 000) принимаются дилерами только на сентябрь-октябрь. Были тщательно обследованы и прочие «сараи». Например, Оpel Astra и Skoda Octavia, но эти персонажи даже при стопроцентной оплате уже дороже $17 000.
     Одним словом, любой мало-мальски достойный универсал-иномарка выходил никак не меньше $12 000—17 000. То есть с учетом кредита, страховки и т.д. и т.п. выходило все $15 000—20 000. А это означает, что при покупке иномарки придется изрядно ужиматься ближайшие не три, а уже пять лет (наш клиент объективно способен безболезненно выплачивать каждый месяц не более $350). Исходя из подобных соображений и было принято единственно возможное решение: в очередной раз приобрести новую «одиннадцатую».
     И что в итоге? Да собственно то же, что три года назад при покупке первой Lada 2111 с поправкой на изрядно подросшие цены. Сам автомобиль обошелся в 240 000 рублей (примерно $8700). Плюс обязательная для кредитных машин установка сигнализации и двух механических блокираторов. Из дополнительных опций рачительный владелец выбрал лишь наиболее необходимые: стеклоподъемники, фаркоп, шумоизоляцию салона и аудиоподготовку. «Благодаря» кредиту под 16% годовых в рублях и стоимости полиса КАСКО «одиннадцатая» «поправилась» еще на тысячу с небольшим «зеленых». И нужно сказать, что резюме в $11 000 клиента вполне устроило. Именно во столько обходится сегодня «пограничный» универсал в комплектации, максимально приближенной к самым простым заграничным аналогам (правда, без кондиционера), купленный к тому же в кредит. При этом ежемесячный платеж у новоиспеченного обладателя Lada 2111 составляет 9000 рублей. Кроме того, банк предоставляет возможность уменьшить эту сумму путем досрочного погашения кредита. И чтобы там ни говорили насчет того, что стоимость бюджетных иномарок вплотную приблизилась к отечественным аналогам, все это — пустое. $11 000 и $15 000, есть разница?
     
     Kia Rio 1,5 (97 л.с.) хэтчбек
     $12 300
     МКП 5-ст., без кондиционера, подушка безопасности водителя, дополнительный стоп- сигнал, стеклоочиститель заднего стекла, гидроусилитель руля, аудиоподготовка.
     
     Ford Focus 1,4 (80л.с.)
     $13 900 на заказ (конец лета)
     Водительская подушка безопасности, ЦЗ, салонный фильтр, гидроусилитель руля, аудиоподготовка, регулируемая рулевая колонка (2 пл.), без кондиционера.
     
     Kia Cerato 1,6 (104 л.с.) хэтчбек
     $15 300 на заказ (июнь)
     МКП 5-ст. с блокировочной системой, 2 подушки безопасности, гидроусилитель руля, передние электростеклоподъемники, аудиоподготовка, иммобилайзер, кондиционер.
     
     Chevrolet Lacetti 1,6 (109 л.с.)
     $15 700
     МКП 5-ст., кондиционер, ЦЗ, ABS, гидроусилитель руля, радиоприемник+CD-плеер, передние электростеклоподъемники, 2 подушки безопасности, кондиционер.
     
     Suzuki Liana 1,6 (106 л.с.) хэтчбек
     $16 120
     Кондиционер, ABS, 4 подушки безопасности, усилитель руля, 4 электростеклоподъемника, электропривод зеркал, легкосплавные диски.
     
     Mitsubishi Lancer 1,6 (98 л.с.)
     $17 500 на заказ
     МКП, ЦЗ, аудиоподготовка, 4 электростеклоподъемника, электропривод зеркал, кондиционер, гидроусилитель руля, подогрев передних сидений.

 


Все статьи