Канал новинок

И действительно, по сравнению с ранее существовавшими переправами через водные артерии Петербурга, эти мосты были новыми: Обводный канал был прорыт сравнительно недавно, в 1769-1835 гг. Он отходит от Невы в районе Александро-Невской лавры и впадает в речку Екатерингофку. Целью строительства канала было создание водного транспортного пути, по которому можно было перевозить грузы, минуя центральные районы города. Судоходство на Обводном канале прекратилось в начале XX века в связи с увеличением осадки судов, а во второй половине того же столетия канал фактически стал сточной канавой для отходов промышленных предприятий, густо разбросанных по его берегам.

НОВО-КАЛИНКИН МОСТ

Этот мост построен в створе Старо-Петергофского проспекта. Свое название получил по Калинкиной деревне, когда-то существовавшей в этом районе. Сначала здесь, как и в большинстве мест, был деревянный мост, построенный в 1836 г. В 1866-м его капитально отремонтировали, а в 1876 г. – перестроили. Он получил каменные, облицованные гранитом опоры, но сохранил деревянный арочный настил. Мост, как и прежде, был однопролетным, поскольку ширина Обводного канала в этом месте не превышала 20 м.

В 1902 г. мост опять капитально отремонтировали, сохранив прежний внешний вид и декор. В таком виде Ново-Калинкин простоял больше четверти века, пока в 1930-м его снова не перестроили – из-за ветхости. Он стал железобетонным. Перестройке переправы способствовала и возросшая интенсивность автомобильного и трамвайного движения.

В 1933 г. Старо-Петергофский проспект переименовали в проспект им. Газа; такое же имя досталось и мосту. И только в 1991-м ему было возвращено прежнее название.

НОВО-ПЕТЕРГОФСКИЙ МОСТ

Он соединяет Лермонтовский (бывший Ново-Петергофский) проспект с площадью у Балтийского вокзала. Первый деревянный трехпролетный мост был возведен здесь в 1857 г. Затем он капитально перестраивался с незначительными изменениями конструкции и ширины. На картах Петербурга 1914 г. мост назван Штиглицким, так как Петергофская железная дорога была построена на средства барона Штиглица.

В связи с начавшейся прокладкой трамвайной линии по Лермонтовскому проспекту в 1932 г. на месте деревянного моста была сооружена железобетонная переправа. В 1960-х перила моста, не отличавшиеся выдающимися художественными качествами, заменили. На секциях ограждений появились накладные щиты с львиными масками посередине и античным орнаментом по ободку. Внешний декор Ново-Петергофского моста напоминает оформление Лиговского – через засыпанный Лиговский канал, который выполнил знаменитый архитектор В. Стасов.

НОВО-КАМЕННЫЙ МОСТ

Расположен через Обводный канал в створе Лиговского проспекта. Первый деревянный мост на этом месте был построен в конце 1800-х годов – тогда еще велись работы по прокладке Обводного канала. Основным назначением постройки был пропуск вод самотечного Лиговского канала, уровень воды в котором был значительно выше, чем в Обводном. Этот мост, выполненный в виде акведука, получил название Ямского водопроводного.

В 1816-1821 гг. на этом месте был построен новый гранитный акведук. Однако долго он не простоял – уже в 1846 г. началась его перестройка. Очередной акведук был выполнен из гранита и кирпича, и стал называться Ново-Каменным. Воды Лиговского канала теперь протекали по открытому лотку вдоль оси моста.

Позже Ново-Каменный мост неоднократно перестраивался и ремонтировался. Наконец в 1895-м водный лоток перекрыли, потому что Лиговский канал был заключен в трубу на участке от Таврического сада до Обводного канала. Тогда же на мосту появились новые перильные ограждения, рисунок которых почему-то имел ярко выраженный узбекский орнамент.

В 1950-х годах в связи с интенсивным строительством в южных районах Ленинграда значение Лиговского проспекта как транспортной артерии возросло. Ново-Каменный мост уже не обеспечивал пропуск автомобильного транспорта: ширина его была всего 14 м, из которых больше пяти метров занимали трамвайные пути. Положение осложнялось тем, что по набережной Обводного канала пролегал маршрут транзитного грузового транспорта.

В 1967 г. ленинградскими инженерами был разработан проект развязки, включавшей в себя, помимо моста, еще и туннель под Лиговским проспектом и двухъярусную набережную. Новая планировка набережных предусматривала сдвиг оси Обводного канала на 7 метров. Однако это не смутило строителей: в канун 7 ноября 1970 г. по новому Ново-Каменному мосту открылось движение.

НОВО-МОСКОВСКИЙ МОСТ

Находится в створе Московского проспекта. В 1808-1816 гг. здесь был построен чугунный (а не деревянный, как большинство мостов той поры) мост. Его общая ширина составила 16.6 м. Ввиду возросшей интенсивности движения транспорта по Московскому проспекту и необходимости проложить трамвайные пути в 1908 г. мост расширили до 22.5 м, добавив с каждой стороны по две металлических фермы.

Но вот беда: появился новый вид транспорта – троллейбус, и ширина моста снова оказалась недостаточной. В 1941-1947 гг. мост еще раз расширили, забив дополнительные береговые свайные опоры, на которые и уложили пролетное строение, выполненное из деревоплиты и асфальтобетона.

В 1965-1967 гг. здесь был сооружен новый, уже железобетонный мост; его устои частично облицевали гранитом, а под правобережным устоем был прорыт транспортный туннель.

Юрий Петров, директор ГУП «Мостотрест»:

– Наконец-то решится проблема, подстерегающая на Обводном канале многих автомобилистов: начата реконструкция Американских мостов. Уже в сентябре было забито ограждение подпорной стенки временного моста через Обводной канал. Реконструкция будет вестись в течение 39 месяцев, общая стоимость затрат составит 4,8 миллиарда рублей.

В результате будет расширена проезжая часть по набережным Обводного канала, причем у Южной набережной будет шесть полос, у Северной набережной – четыре.

Также сегодня проводится капитальный ремонт Варшавского моста – на нем полностью изношена плита проезжей части, разрушились металлоконструкции пролетного строения. Будет увеличена несущая способность моста, но внешне он сохранит исторический облик. Работы закончатся еще до конца года. А к 2008-ому будет отремонтирован Краснооктябрьский мост.

Будет решена и проблема, связанная со Шлиссельбургским мостом, где встречаются транспортные потоки с Обводного канала и с проспекта Обуховской Обороны. Малейшее ДТП приводит к плотным пробкам. Этот мост будет ликвидирован. На его месте построят путепровод через Обводный канал. Предполагается, что это произойдет к 2014 году.

Также на Обводном канале есть две «законсервированных» набережных: в районе завода «Красный треугольник» нет тротуара и гранитной облицовки; примерно так же обстоят дела в районе бывшей снеговой свалки – между Рижским проспектом и Дровяной улицей. Это очень интересное место, там можно сделать что-то необычное; мы рассматриваем варианты. В любом случае, набережная на обоих участках сформирована, и движению машин ничто не мешает.



Все статьи