В гости к королям и драконам

Приятная особенность такого автопутешествия заключается в том, что какое бы направление вы ни выбрали, в конце пути (а то и раньше!) ждет удивительный замок (а то и не один!).

В республике более 3 000 замков и крепостей. В информационных киосках, на заправках и в книжных магазинах можно приобрести карту Чехии с нанесенными на ней замками. Глаза разбегаются – только выбирай маршрут!

Дорога Прага – Пльзень

Поездка по прекрасному автобану в Пльзень, один из крупнейших чешских городов, известных своим пивом и предприятиями тяжелой промышленности, займет не больше часа. Вы выезжаете на Пльзеньскую улицу (в нашем понимании, это шоссе) – и вперед. По пути можно (и нужно!) останавливаться на заправках: почти при каждой из них работает хорошее кафе (особенно этим славятся сети OMV и ARAL), в которых есть даже свежая выпечка.

Чем ближе к Германии, тем лучше сервис на заправках и сама дорога. Недостатков у нее нет – за исключением разве что отсутствия ночного освещения. Это, впрочем, свойственно всем дорогам в Чехии – равно как и обилие информационных указателей (которые, правда, не всегда точны в определении расстояний до населенных пунктов).

Можно посетить:

  • В 33 км от Праги находится Карлштейн – крепость XIV в., построенная на вершине горы. Машину придется оставить внизу, на парковке, и подняться пешком по извилистой дорожке. Этот готический замок-сокровищницу строил один из самых известных чешских королей – Карл IV. Здесь хранилась корона Священной римской империи. А сейчас там собраны средневековые фрески. Сохранились королевская молельня и часовни, украшенные драгоценными и полудрагоценными камнями.
  • Точник – крепость конца XIV в. Вацлав IV задумывал ее как представительскую резиденцию. Замок также расположен на вершине горы, к которой ведет дорожка, спиралью вьющаяся вокруг горы. Кстати, название «Точник» на русский язык переводится как «винтовой», «поворотный». К сожалению, крепость сильно пострадала во время Тридцатилетней войны.

Выбираем дорогу

Автобаны неплохого качества ведут из Праги практически во всех главных направлениях, за исключением дороги на Ческе Будеевице (далее к границе с Австрией). Дороги более низкого класса, в целом, поддерживаются в неплохом состоянии, хотя кое-где вы увидите и пережиток прошлого – булыжное покрытие. Само собой разумеется, что в небольших городках, через которые эти дороги ведут, булыжных мостовых хоть отбавляй.

Зимой опасайтесь сельских дорог. Во-первых, за ними не следят и их не посыпают реагентами и гранитной крошкой, а во-вторых, их могут не чистить при сильных снегопадах.

Дорога Прага – Теплице

Вы разгоняетесь по автобану – не менее качественному, чем дорога на Пльзень и… Увы! Километров через 50 хорошая и широкая дорога уступит место узкой и плохой, и придется плестись со скоростью, дай Бог, если 60 км/ч. На автобане заскочите в OMV или Benzina – дальше заправки будут попадаться не очень часто. Дорогу также нередко любят ремонтировать, что делает передвижение еще менее комфортным. Перманентный ремонт, кстати, ведется практически на всех основных автобанах.

Можно посетить:

  • Нелагозевес – замок в стиле ренессанса. Принадлежал знатному роду Лобковиц, но после 1949 г. перешел в собственность Чехословакии. После смены режима был возвращен прежним владельцам. Здесь собрана огромная коллекция европейской живописи, есть полотна Веласкеса и Рубенса.

    Еще одна гордость Нелагозевеса – крупнейший частный музыкальный архив. На обозрение выставлены партитуры Генделя, Глюка, Бетховена. Для меломанов в этих местах есть еще один «магнит» – дом-музей Антонина Дворжака, расположенный недалеко от замка.

  • Терезин. Этот город-крепость, названный в честь императрицы Марии-Терезии, находится в 60 км от Праги. Он был основан в конце XVIII века для защиты от прусских войск. Изначально город делился на Большую (для размещения гарнизонов) и Малую (складские помещения) крепости.

    Позже Малую крепость начали использовать как тюрьму для «врагов государства». В ней отбывал срок сербский студент Гаврило Принцип – убийца наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда и его беременной жены. Последствия этого преступления все помнят со школьной скамьи – началась Первая мировая война.

    Во время Второй мировой нацисты организовали в Большой крепости Терезина еврейское гетто, а в Малой – гестапо и концлагерь Терезинштадт. Сейчас в память о жертвах здесь созданы мемориал и музей.

Дорога Прага – Карловы Вары

Трасса протяженностью 130 км живописна, но опасна: известный чешский хоккейный тренер Иван Глинка погиб за рулем своей машины именно на ней – неподалеку от самих Карловых Вар. На одном из поворотов можно засмотреться на красоты природы и улететь в кювет с высоты 60 м. Сама дорога – полутораполосное шоссе, на котором есть 20-километровый участок автобана.

Большая дорога

Главная трасса Чехии является частью построенной в свое время федеральной магистрали Прага – Братислава (страна тогда была одна). Она связывает чешские земли с Моравией и Валахией. Сами чехи называют эту трассу «дорогой смерти»: количество ДТП, в том числе со смертельным исходом, здесь больше, чем на других дорогах.

Это неудивительно: широкое и почти ровное полотно автобана призывно манит, и редкий водитель может удержаться от того, чтобы не «втопить» на полную. Но некоторые виражи трассы весьма коварны и на большой скорости могут быть опасны, особенно в дождь и зимой.

Можно посетить:

  • Локет – королевский охотничий замок королей Люксембургской династии, крепость в романском стиле начала XII в.

    В XVI столетии она была перестроена в духе эпохи Возрождения. А спустя 300 лет Локет стал тюрьмой, которая действовала до середины прошлого столетия. Легенда гласит, что в старину в одной из башен замка жил дракон, однако документальных свидетельств этому нет. Но вот то, что здесь часто бывал Гете, – доподлинно известно.

  • По дороге вам встретится городок Крушовице. Думаю, любителям пива излишне объяснять, чем он знаменит. Советую остановиться в кабачке «У липы» рядом с пивоваренным заводом – там вкусное пиво и неплохая еда.

Дорога Прага – Ческе Будеевице

Это самое необустроенное направление. Особенных достопримечательностей непосредственно на дороге вы не увидите. Лучше заранее спланировать маршрут, чтобы не теряться перед необходимостью объезда. Помимо ремонтных работ, на этой не слишком широкой трассе в весеннее и летнее время автомобилистам могут угрожать паводки – Влтава и разные мелкие речушки способны разливаться достаточно сильно.

Можно посетить:

  • Глубока-над-Влтавой по праву считается одним из красивейших замков Чехии. Его изображение часто встречается в различных туристических каталогах и даже на картах и в атласах автодорог. Расположенная в 140 км к югу от Праги, Глубока напоминает старинный английский замок в Виндзоре.

    Изначально это была готическая крепость XIII в., но в XIX столетии владельцы решили ее перестроить в романтическом стиле. Сейчас там хранятся богатейшие коллекции живописи, оружия, фарфора, мебели, а также голландских шпалер и гобеленов.

  • Чески Крумлов – город, внесенный в список культурного наследия «ЮНЕСКО». От Ческе Будеевице до Крумлова – 25 км. Здесь проходят различные конгрессы, международные музыкальные и театральные фестивали. Крумлов строился в XIII в. на перекрестке торговых путей Чехии, баварской Придунайской области и Северной Италии. Итальянское влияние в Крумлове особенно хорошо заметно в архитектуре.

Дорога Прага – Либерец

Протяженность дороги – чуть более 10 км. К сожалению, автобан не доходит до Либерца, но, в целом, дорога комфортна (за исключением отдельных мест «перманентного ремонта») и весьма живописна.

Можно посетить:

  • Сихров – это роскошный неоготический замок эпохи романтизма, своеобразное «резное чудо» Чехии с богатейшей коллекцией живописи и собранием французских, немецких и австрийских художественных и ремесленных коллекций.
  • Пусть вас не смущает немного неблагозвучное для нашего уха название Бездез. Это живописные средневековые руины. На вершину горы ведет длинная дорожка, так что, прихватите с собой удобную для восхождения обувь.

Дорога Прага – Градец Кралове – Пардубице

Расстояние между Прагой и Пардубице – около 120 км. Дорога – полутораполосная, но достаточно скоростная, особенно участок Кутна Гора – Пардубице. Можно поехать и в направлении Градца Кралове: в этом случае вы полпути едете по автобану, но сама дорога будет чуть длиннее.

Можно посетить:

  • Кутна Гора – еще один город, находящийся под защитой «ЮНЕСКО». В Средневековье считалась второй столицей Чешского королевства, а для всей Европы была центром добычи серебра и чеканки монет. Первое, что привлекает внимание, – потрясающей красоты кафедральный собор Св. Варвары. Кроме того, именно в Кутной Горе находится одно из крупнейших «костехранилищ» Европы: зал, убранство которого создано из человеческих костей и черепов. Это помещение, расположенное под Часовней Святых последних дней Христа, – не для слабонервных, но оставляет неизгладимое впечатление!
  • Пардубице знаменит своими пряниками и скачками. Уже в XVI в. в Чехии появилась поговорка: «Сверкать как Пардубице». Местные пряники прославились на всю Европу (и даже Латинскую Америку!) века полтора назад, когда это кондитерское искусство в других местах было заброшено.

    А вот скачки здесь стали проводить, отдавая дань европейской моде. Правда, со временем пардубицский steeple chase, который устраивают, по традиции, в октябре, стал одним из самых сложных в мире.

Полиция бдит!

Всегда нужно помнить про существующие ограничения скорости: 130 км/ч на автобане и 110 – на дорогах республиканской категории. Полиция бдит и по мере сил отлавливает гонщиков, облегчая их кошельки на суммы от 20 до 100 евро в местном эквиваленте.

Недавно чехи ужесточили законодательство, и теперь за удовольствие нарушить ПДД придется платить больше, а то и вовсе лишиться прав – теперь в стране действует печально известная российским водителям со стажем система штрафных баллов. А за управление авто в нетрезвом состоянии вполне могут упечь в каталажку.

Вообще, чешские полицейские похожи на наших, разве что более «европеизированные». Они так же устраивают рейды, могут перекрыть полгорода по случаю торжеств, любят расставлять на улицах временные знаки и организуют на трассах «засады». Разве что с неправильной парковкой борются иначе. Для эвакуаторов центральные улочки слишком узки, поэтому любителям парковаться в неположенном месте скорее грозят установкой блокиратора, напоминающего наш «Бульдог», и последующий штраф.



Все статьи