Игра в салочки. На деньги

Речь пойдет о подставах. Если мы заглянем в словарь русского языка под редакцией Ожегова, то узнаем, что словом "подстава" раньше называли лошадей, приготовленных на пути следования для смены уставших. Сейчас смысл этого слова совсем иной. И дело не только в смене типа транспортных средств. Подстава - это умышленное совершение дорожно-транспортных происшествий, сверхдоходный бизнес, основанный на использовании юридических брешей в российском дорожном законодательстве.

О том, что подставы приобрели характер эпидемии, мы можем судить хотя бы по тому, что только среди сотрудников нашей небольшой редакции их жертвами стали шесть человек. Причем люди эти - отнюдь не новички за рулем. Мало того, среди них есть ведущие эксперты, водители экстра-класса... м КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ

Заработать на аварии просто. Достаточно правильно выбрать жертву и спровоцировать столкновение. Конечно, при условии, что формально вина жертвы не будет вызывать сомнений. Вот основные способы.

Выждать, когда автомобиль-жертва начнет перестраиваться вправо. В этот момент нужно резко ускориться и клюнуть его своим бампером в заднее правое крыло.

При выезде с круговой развязки можно абсолютно "легально" стукнуть в бок машину, совершающую точно такой же маневр, но из второго ряда.

Любителя взять низкий старт со светофора легко "насадить" на свой задний бампер, неожиданно ударив по тормозам перед мнимым препятствием.

Есть еще масса вариаций на эту тему. Главное - выбрать такую относительную скорость, чтобы последствия "подставной" аварии были незначительными: пара царапин на кузовных панелях, треснувший бампер... Теперь начинается самое интересное - психологическая обработка жертвы.

Для начала "подставлялы" наверняка предложат убрать машины с середины проезжей части и отъехать к тротуару. Делается это для того, чтобы сузить круг возможных свидетелей (невольные очевидцы за это время просто уедут) и исключить возможность определения точного взаиморасположения машин в момент столкновения.

Затем следует сеанс словесной терапии, стимулирующий у жертвы чувство вины за содеянное. Разговор может начаться, например, так:

- Что же ты, дядя, в зеркала не смотришь? Ты знаешь, кого я вожу на этой тачке? Да мне за разбитую "морду" шеф завтра башку оторвет!

Если сценарий пьесы предусматривает участие трех действующих лиц, в игру может вступить пассажир "подставной" машины:

- Вован, да успокойся ты! Видишь, мужик понимает, что не прав. Чего нам тогда с ментами базары разводить, да время терять? Сейчас подъедем на станцию, купим бампер, а вмятину на крыле ребята в гаражах за ночь залатают - и ничего твой шеф не заметит. Давай мужику мобильник и пусть с сервисом сам разговаривает, нам лишних бабок не нужно!

Находясь в шоковом состоянии, водитель-жертва вряд ли станет анализировать характер повреждений. Он охотно поверит, что бампер на чужой машине был действительно разбит брызговиком его автомобиля, не удивится бог весть откуда взявшемуся телефонному номеру магазина запчастей и, подставив уши под развесистую "лапшу", узнает по мобильнику цену бампера.

Впрочем, почему "лапшу"? Сумма в 1000-1200 долларов вполне реалистична - "подставлялы" ведь ездят не на Жигулях. У них серьезные автомобили, дорогие. Или похожие на дорогие. Мы не раз видели "подставные" аварии, участником которой был Mercedes S-класса с шильдиками S600 и V12. При проверке документов выяснялось, что этот S-класс - в гораздо более скромной версии. И вообще, "подставлялы" чаще всего используют "напомаженные" машины в возрасте от трех до восьми лет. И их реальная цена редко превышает 000-20000.

В зависимости от того, как ведет себя "виновник" аварии, в сценарий вводятся оперативные изменения. Если "клиент" готов возместить озвученную сумму, операция считается удавшейся на сто процентов. Далее следует немедленная поездка "в гости" и расчет. Если же от услышанного в телефонной трубке приговора жертва впадает в полуобморочное состояние, "добрые" ребята, скорее всего, проявят милосердие:

- Ладно, Вован, заменим не весь бампер, а нижнюю накладку с противотуманками. Так и быть, мужик, давай пятьсот баксов - и свободен. Прощаем!

Можно ли за такую сумму поменять дорогую пластиковую панель и светотехнику на фирменном автосервисе? Конечно же, нет. Делать это, впрочем, никто и не собирается. Получив деньги, "подставлялы" уедут в другой район города и еще раз проиграют хорошо отработанную схему: легкий удар, звонок в автосервис, расчет наличными. При удачном раскладе экипаж "подставной" машины может совершить за "смену" пять-шесть мелких аварий, просто аккумулируя повреждения на своем автомобиле или производя оперативный косметический ремонт в "прикормленном" автосервисе.

Размер дневной выручки прикинуть несложно. А чем таким людям грозит незапланированное общение с ГИБДД? Ничем, кроме потери времени. Это единственная причина, по которой они всегда предлагают разойтись полюбовно. Ведь за несколько часов, которые уйдут на милицейские формальности, машину можно успеть пару раз подставить под очередных жертв. Но даже если дело дойдет до визита в группу разбора, доказать умысел в действиях водителя "подставной" машины будет очень и очень сложно, поскольку формальных нарушений Правил дорожного движения в его действиях не было.

НАУКА О ЖЕРТВЕ

Лакомый кусок для профессиональных "подставлял" - новые, но относительно недорогие иномарки. Хозяева таких машин, как правило, ценят свое время и не считают разумным тратить его на общение с представителями ГИБДД. Но, самое главное, они вполне платежеспособны и в большинстве случаев готовы расплатиться. Либо непосредственно на месте аварии, либо после заезда домой или в офис.

Очень привлекают "подставлял" те водители, что мечутся из ряда в ряд. Эти не будут спорить - сами знают, что виноваты...

Неуверенный человек, пугливо "шарахающийся" в правый ряд после просьбы уступить дорогу - вообще подарок судьбы. Такому тоже не придется ничего доказывать.

А вот машины с пассажирами "подставляют" редко. А все потому, что лишний свидетель со стороны оппонента существенно снижает шансы дорожных вымогателей.

УРОКИ БЕЗОПАСНОСТИ

Как не стать жертвой "подставы"? Увы, однозначного ответа нет. Тем более что заранее нацеленный на ДТП водитель будет, конечно же, более собранным, проворным и быстрым, чем ничего не подозревающий сосед по потоку. И все же...

Прежде всего, нужно постоянно "сканировать" окружающее пространство. Смотреть не только вперед, а поглядывать налево, направо, в зеркала заднего вида. И делать это не только перед каким-нибудь маневром. Нужно всегда быть в курсе того, что происходит вокруг вашей машины! А если заметите рядом нелогично перестраивающиеся иномарки (характерные признаки "подставных" машин - отсутствие одного или обоих номерных знаков, повреждения левого переднего крыла, глухая тонировка), сбросьте скорость и будьте предельно внимательны. Никаких перестроений, никаких резкостей! Вполне вероятно, что сейчас "подставлялы" пасут именно вас...

Неплохо бы выработать такую привычку. По ходу перестроения вправо нужно посмотреть в зеркало заднего вида дважды: один раз непосредственно перед маневром, второй - во время его выполнения. Плюс к тому, попробуйте быстро повернуть голову назад, чтобы оценить ситуацию в "мертвой зоне". Все это важно втройне, если покинуть "быстрый" ряд вас вынуждает накатывающийся сзади и активно мигающий фарами автомобиль: скорей всего, затевается многоходовая комбинация.

А что делать, если избежать подставы не удалось?

АКТИВНАЯ ЗАЩИТА

Главное - спокойствие. Не вступайте в перепалку. Не заводитесь, не угрожайте, что сейчас, дескать, подъедет ваша охрана, что вы свяжетесь с "крышей" и т.д. Тем более что, скорей всего, ни того, ни другого у вас нет, и "подставлялы" это прекрасно чувствуют. Лучше по-другому. Не выдавая беспокойства, спокойно запишите номер, марку и цвет "подставной" машины. Если есть мобильник, то тут же вызывайте на место происшествия сотрудников ГИБДД. В Москве и области это лучше всего делать через Информационный центр Службы спасения: 112 (МТС), 911 (БиЛайн) и 007 (Московская Сотовая). Кстати, звонок на номер 112 с сотового телефона стандарта GSM бесплатный, и сделать его можно при заблокированной SIM-карте или вообще без нее.

Кроме того, позвонив в Службу спасения, можно получить бесплатную консультацию юриста правовой группы Дельта, который расскажет, что нужно делать при "подставной" аварии. Если нет сотового, ищите ближайший телефон: городской номер оперативной помощи - 937-99-11. Если позволяет ситуация, то можете, кстати, попросить сотовый и у "подставлял". Теперь постарайтесь отыскать очевидцев аварии. Самые ценные свидетели - это те, кто видел не только момент столкновения, но и как все происходило. Опросите попутных водителей, пешеходов, продавцов ларьков и т.д. Обязательно запишите максимум информации (имена, номер машины, телефон, паспортные данные свидетелей) и попытайтесь уговорить дождаться сотрудников ГИБДД.

Если водитель и пассажиры "подставной" машины ведут себя агрессивно, скажите, что сотрудников ГИБДД вы уже вызвали, и не вступайте больше ни в какие переговоры. И ни под каким предлогом не передавайте им документы на свою машину и не сообщайте сведений о себе! Лучше всего сесть в машину, закрыть двери и всем своим видом показывать, что вы абсолютно спокойны и знаете, что делаете. Раскройте какой-нибудь журнал и, посмеиваясь, читайте анекдоты на его последней странице. Если агрессия не прекращается, еще раз наберите номер Службы спасения и объясните оператору суть происходящего - он знает, как действовать в таких случаях. Еще лучше - вызвать на место происшествия юриста (в профессиональной компетенции этих людей при разборе "подставных" аварий мы убедились лично). Несмотря на то, что такая услуга в той же Дельте стоит около 500 рублей, этот шаг может оказаться весьма разумным.

Постарайтесь вести себя спокойно и при общении с сотрудниками ГИБДД. Не надо кричать, что все это провокация, что это "подстава"... Пусть лучше в протоколе появится запись о реальных обстоятельствах ДТП, например: второй участник аварии резко перестроился в ваш ряд, не убедившись в отсутствии помехи, не включив указателя поворота и не соблюдая интервал. Если вам неожиданно "подставили зад", то укажите, что для резкого торможения перед вашей машиной не было никаких оснований (перебегающего дорогу пешехода, собаки, повреждений дорожного полотна и т.д.). Если "подставной" машине, по вашему мнению, помогали другие автомобили (моргали вам фарами, совершали резкие маневры, пытались вас подрезать), тоже отразите это в своих объяснениях.

А завершить объяснение лучше всего так: "Мои показания могут подтвердить свидетели ДТП". И указать их данные.

ОТКУДА ВМЯТИНЫ?

При осмотре и внесении в протокол описаний повреждений на автомобилях будьте особенно внимательны! Постарайтесь на месте установить, действительно ли все сколы, царапины и вмятины на "подставной" машине образовались вследствие данной аварии? Если, скажем, разбита фара, то на дороге должны быть ее осколки. Разное расстояние от земли до мест кузовных повреждений на двух пострадавших в аварии машинах и следы некачественного ремонта - явный признак того, что "подставной" автомобиль уже успел побывать не в одной аварии. Изучите задиры на правом заднем крыле вашей машины. Скорей всего, по ним можно будет определить, что ударивший вас автомобиль в момент столкновения двигался с ускорением. Пусть и это будет занесено в протокол.

БЕРЕЖЕНОГО БОГ БЕРЕЖЕТ

Но все же самый лучший выход из такой ситуации сводится к простой фразе: "У меня есть страховка". Этим сказано все. Во-первых, это автоматически означает, что до приезда сотрудников ГИБДД вы не будете съезжать с места. И что составление протокола неизбежно. Во-вторых, даже если вас признают виновным, деньги "подставлялам" теперь будет выплачивать страховая компания (конечно, если застрахована так называемая гражданская ответственность). Впрочем, уже на первом этапе разговора о страховке "подставлялы", скорей всего, потеряют всякий интерес к его продолжению. Они вас "простят" и попытаются смыться. Но даже если вы еще не успели оформить хотя бы страховку гражданской ответственности, все равно скажите, что она у вас есть. А еще лучше - приклейте на заднее стекло своей машины стикер какой-нибудь страховой компании: "Моя машина застрахована там-то". Отличная превентивная мера!

© Газета Авторевю №7 2001