Бандитский бизнес на водителях - «чайниках»

Мы на задержании. Мы - это два оперативных экипажа в неприметных машинах, растворившиеся в автомобильном потоке подмосковной Лобни. Наверное, это у нас выходит не ахти, потому что в хриплом эфире радиостанции то и дело звучит раздраженное: "Первый", ты мелькаешь, как голый в пустыне... Они же срисуют тебя... Уйди из первого ряда... Уйди, говорю... Еще быстрей..."

Тех, кто сегодня нам нужен, на жаргоне называют "подставой под лоха". Проще говоря, они инсценируют автопроисшествия. Почти трехлетний промысел банды завуалирован настолько, что ни одна строчка Уголовного Кодекса не трактует его как преступление. Хотя это тривиальное вымогательство...

Сегодня оно вновь набирает обороты на автомобильных трассах Москвы и области. За прошедшее десятилетие это уже третья волна псевдоаварий, участниками которых ежедневно становятся сотни автовладельцев. Управления внутренних дел буквально завалены заявлениями граждан, совершивших аварии по прихоти "подстав-команд". Только в одном из столичных округов зарегистрировано около 40 обращений водителей, запоздало осознавших, что деньги они заплатили элементарным вымогателям.

Первый бум таких ДТП пришелся на 1991-92 годы. Тогда бандиты весьма вольготно чувствовали себя на дорогах, однако по мере того, как число автолиходеев почти сравнялось с числом их потенциальных жертв, бизнес пошел на убыль и вновь расцвел уже в 97-98 годах. Но именно на это время пришелся пик антимафиозной борьбы, так что группировки почти сразу приутихли. Сегодня вал псевдоДТП вновь катится по автомагистралям, сметая из кошельков обычных водил тысячи долларов.

Преступники выуживают их по отлаженной, годами проверенной на "лохах" схеме. Вся московская кольцевая автодорога поделена между разными группировками, специализирующимися на определенном контингенте. Бандиты в большинстве своем асы - из тех, кто на скорости удержит стоймя спичечный коробок на капоте своего автомобиля. Ведь даже самая распространенная "подстава" требует филигранности. Это когда используя "мертвое пространство" зеркал, автошулера рыбой-прилипалой присасываются к жертве и даже несложный маневр последней неминуемо ведет к столкновению. Есть варианты попроще, но не менее изобретательные. Например, на скоростной магистрали к "лоху" подлетает дорогая иномарка, водитель которой судорожно сигналит и подмигивает фарами - дескать, уступи. Автолюбитель нервно пытается выполнить маневр, съезжает на другую полосу, где уже затаилась "подстава". Авария, дело сделано...

- "Первый", работа... - звучит в эфире долгожданное. - Готовность..." Мы пожираем глазами нашего визави - местного коммерсанта. Буквально накануне к нему заявились два друга детства с предложением, от которого, по их мнению, тот просто не имел права отказаться. Гости пытались затащить его в долю - использовать личный "Мерседес-280" для подстав. Но, со слов предпринимателя, предложение он отверг, и тогда, выудив из сумки обрез винтовки, "друзья" потребовали ключи от машины. Дескать, не хочешь - мы как-нибудь сами, но "мерс" отдай... Коммерсант рухнул на колени, сослался на деловую поездку, выклянчил отсрочку. Те пообещали заехать попозже, а бизнесмен - бегом в подмосковный РУБОП. Естественно, при свидетелях садиться за руль чужой машины бандиты не станут - скорее всего, подкараулят в безлюдном месте. Но обрез - это серьезно. Похоже, преступники намерены идти до конца. Вот тебе и друзья детства...

Вот еще один экзотический способ "подставы". На повороте стоит автомобиль. Опытный водитель сразу определит - "чайник": трогается еле-еле, буковка "У" на все заднее стекло, загодя поворотник включил. Светофор разрешил движение, "чайник" поехал, вы - за ним. Сами, естественно, смотрите налево - как бы никто не вылетел. И вдруг - "бац"! Оказывается, "чайник"-то никуда ехать и не собирался, стоит как вкопанный. А вы попались...

"Еду, впереди "чайник" типичный такой, совковый, - это в машине делится пережитым оперативник. - Едет со скоростью 40 километров, не больше. А я, как на грех, тороплюсь. Да и дело происходило на трассе, где скорость 40 километров вредна для здоровья. Я его и так и сяк, обойти пытаюсь, а он ни в какую - не уступает, и всё. Решаюсь на обгон - и на тебе. Смотрю - слева "Ауди-80", и моя "девятка" аккурат ей в правое крыло... Откуда взялась - ей-богу не пойму. Отъехали, поговорили. Вечером расплатился - 700 долларов отдал... В отделе потом долго смеялись - надо же, милиционера на "баксы" развели. Ну, если сегодня кого-нибудь из них встречу, держись!"

...Они сели ему на хвост у "Пушки", так называется мемориал в центре города. Бандиты на БМВ зеленого цвета движутся за коммерсантом словно на длинной привязи. Кажется, наш подопечный тоже заметил преступников и, не зная о нас, явно занервничал. Он почему-то думает, что мы должны упасть на капот бандитской машины с неба... Но опера не боги, а нервозность бизнесмена нам даже на руку - пусть все будет естественнее...

...Когда "лох" понимает, что произошло, поначалу он преспокойно выходит из машины и осматривает свой автомобиль. Действительно, в большинстве случаев ощущение такое, что столкновение было невинным. Но когда дело доходит до чужой машины, лицо виновника невольно вытягивается - тот автомобиль словно танком протаранили. Жертве невдомек, что он у этой машины, может быть, двадцатый. "Убитый горем" владелец иномарки начинает хвататься за голову:

- Боже мой, последняя модель, да где же я теперь денег возьму... Где? Как ты думаешь, мужик?!

- А сколько?
- Сколько? Да поехали в любой автосервис, там меньше чем семь сотен баксов не заломят... Все же пропало, все, что нажито непосильным трудом...
- Да, дорого, - вздыхает виновник, - но сейчас ГИБДД подъедет, разберемся...
- Да ты че, думаешь, они с тобой возиться будут? Давай на месте рассчитаемся, и разбежались. Да, Вась?

Как правило, в этот момент из покореженного автомобиля появляется мордоворот. Убедительней аргумента для расчета на месте, согласитесь, не сыскать. Если денег нет, то водиле дают время до вечера, чтобы он, оббежав родственников, собрал искомую сумму.

Правда, это когда "виновник" аварии покладист. Если же он сопротивляется, его в охотку везут в сервис, где давно работающие на мафию специалисты слово в слово процитируют братков. Новое возмущение гасят отработанным приемом:

- Слушай, братан, а может, это не твоя машина? - хмурят узкие лбы потерпевшие. - Ну-ка, покажи документы.

Обиженный до глубины души, водитель протягивает права и техпаспорт. Вот теперь он на крючке - бандиты в момент срисовывают фамилию, адрес... И следующий разговор с ослушником произойдет уже у подъезда его дома.

...Что-то долго они идут за ним. Уже далеко позади городская черта, вскоре замаячит Шереметьево-2. Пока никаких поползновений. "Может, просто следят? Подождут, довезут целехонького до дома и там возьмут", - роняет кто-то в салоне. Нам этого дьявольски не хочется. Потому что бандиты вооружены и при задержании запросто могут открыть огонь. Пострадают люди.

Бандиты чрезвычайно разборчивы. В качестве подставных они используют в основном "Мерседесы-140, 201, 124" , "Ауди-80, 100". Таким образом давят на психику жертвы. Во-первых, осязаемой принадлежностью к криминалу, а во-вторых, масштабностью "ущерба". Кстати, они мастера на выдумки - могут, например, не моргнув глазом выдать свою иномарку за суперсовременную модель. Реальная цена этих автомобилей колеблется в пределах 5-6 тысяч долларов США, но уже за царапину бандиты требуют от 500 до 1000 "зеленых". Только один день работы приносит "подставе" до 10.000 тысяч баксов.

... Но все опасения улетучиваются, как только на Старошереметьевском шоссе эскорт возглавляет "Мерседес-580". Ориентируемся на местности - деревня Клязьма, поворот к дому отдыха "Олимпиец". Судя по всему, бандиты - а их семеро - берут последнюю ноту. "Мерс" резко тормозит и сдает назад, подсекая нашего коммерсанта. Тот останавливается. И сразу в бампер упирается "БМВ". Мы уже на подлете и видим, как из машин, организовавших "коробочку", выбегают бандиты и врываются в салон к бизнесмену. У одного в руках обрез. Он прыгает в переднее кресло, сообщник уже хлопает задней дверцей. Коммерсант вываливается на дорогу. Остальные машины медленно начинают движение, дожидаясь, когда захваченный автомобиль плавно впишется в колонну. Жаль, они не слышат короткое "Штурм", которое с некоторой долей успокоенности посылает в эфир руководитель операции. На форсаже мы подлетаем к бандитам. Второй экипаж тут же бросается в погоню за "БМВ" и "Мерсом", стремглав устремившимися по шоссе. Прерогатива нашей команды - вооруженные налетчики. Заметив нас, они пулей выскочили из машины и теперь разбегаются в разные стороны. Первый норовит укрыться за торговой палаткой на обочине дороги, второй несется к заброшенной ферме. Разминая затекшие во время слежки ноги, мы пытаемся взять его в кольцо. Бандит понял это, и, разворачиваясь на ходу, собирается садануть в нас из обреза. Опера выдергивают стволы, и прямо над моим ухом один из оперативников дважды стреляет в воздух. Впрочем, бандиту начхать. Что ж, дуэль... Почему-то явственно замечаю, как дернулась штанина бандитских брюк. Он западает на простреленную ногу и валится на землю. Боковым зрением вижу, как ничком падает второй бандит. В него не стреляли, он просто понял - никакой спринтер еще не обгонял пули...

- "Скорую", - рычит руководитель. - Мигом!"

Резко подлетает санитарка. Бандит тихо стонет на земле. Через несколько минут он распластался в "скорой". "Ничего, пуля прошла навылет, - мрачно шутят опера, - зато лечить будут бесплатно..." Молоденькая врач, смущенная таким количеством ассистентов, перетягивает рану. Бандит, морщась, судя по всему, больше для вида, представляется: 25-летний Роман, живет в Лобне, не судим. "Но это дело поправимое, - парирует кто-то из оперативников. - На "подставах" давно работаешь?" Бандит хмурится: "Уже два года...". Его напарник Яков на разговоры куда скромнее. Оно и понятно - уже "ходку" имеет. Но, как говорится, за следствием не заржавеет.

Рядом отливает воронью обрез. Оружие серьезное - бандиты смастерили его из винтовки Мосина и заметно усовершенствовали: приспособили под магазин обрезанный рожок автомата Калашникова. Теперь обрез можно было снарядить десятью патронами.

На сегодня всё. Опера уезжают вместе с задержанными. Судя по всему, сон отменяется... Зато кому-то из водителей на вечерней трассе сегодня повезет - одна псевдоавария уже точно не случится...

© Игорь Некрасов. Газета "Утро.ru" от 5 сентября 2001