Обязательное автострахование - благо для автожуликов?

Введение обязательной страховки автогражданской ответственности позволяет автомобильным жуликам расширить свой бизнес, утверждают некоторые специалисты. Они полагают, что увеличение числа застрахованных приведет к росту, скажем так, "клиентской базы подставлял".


Соответствует ли это действительности, выясняла наш корреспондент Ксения Крихели. КРИХЕЛИ: Ни одна страховая компания не застрахована от выплат компенсаций в случае инсценированного, то есть подстроенного происшествия. Ни один автомобиль, на чьем лобовом стекле специальный знак обязательной автогражданки, не застрахован от налета автомобильных жуликов. Бизнес дорожных подстав процветает в нашей стране уже несколько лет. И, по мнению руководителя отдела маркетинга крупной столичной страховой компании Игоря Ягодова, тем более сейчас. ЯГОДОВ: Страховой портфель каждой из компаний, которая занимается страхованием автогражданской ответственности, должен существенно вырасти. Если портфель вырастает в разы, само собой нужно ждать роста мошенничества. Опасность возрастает быстрее, чем рост портфеля. КРИХЕЛИ: Самый простой случай: в сговоре участвуют два водителя. У одного есть страховка, а у другого машина уже разбита в ДТП. Оба выезжают на дорогу и разыгрывают спектакль. Застрахованный как бы бьет уже поврежденный автомобиль. Страховая компания выплачивает компенсацию пострадавшему. Деньги делятся пополам. Игорь Ягодов говорит, что доказать факт мошенничества при дорожно-транспортном происшествии зачастую бывает очень трудно. ЯГОДОВ: Выявление именно мошенничества - это гораздо сложнее, чем отслеживание нарушений условий договора страхования. С мошенничеством, конечно, бороться сложно. КРИХЕЛИ: Начальник отдела другой крупной столичной страховой компании Игорь Терехов согласен: установить, инсценировано ли дорожно-транспортное происшествие или нет, удается не всегда. Но теперь выезд сотрудников ГАИ на место аварии обязателен. Уж кто-кто, а дорожные инспекторы собаку съели на всех нюансах ДТП. ТЕРЕХОВ: Вызов ГАИ сегодня является обязательным. При осмотре автомашины сотрудники ГИБДД очень часто начали отмечать повреждения, которые автомобиль получал ранее. КРИХЕЛИ: Понимая, что количество инсценированных аварий в последнее время может увеличиться, страховщики подстраховываются заранее. Говорит Игорь Ягодов. ЯГОДОВ: С мошенничеством бороться будет проще. Планируется создание единой базы страховых случаев, событий, которые имеют сомнительную историю, для того чтобы выявлять как раз факты злоупотреблений и мошенничества. КРИХЕЛИ: По мнению Игоря Терехова, существующие компенсации, которые выплачивают страховщики в случае аварии, для дорожных жуликов - слишком мелкая игра. Ставки не стоят свеч. ТЕРЕХОВ: Я не думаю, что у людей, занимающихся подставами, будет возможность использовать данный вид деятельности. Величина убытка не будет столь значительна. Максимальная величина выплат у нас составляет 120 тысяч рублей. Подставы работают на больших деньгах. КРИХЕЛИ: В любом случае, никто не застрахован от инсценированной аварии на дорогах, тем более владельцы обязательной страховки автогражданской ответственности. Вычислить их можно в два счета. Безусловное требование ГАИ - на лобовом стекле должен быть стикер, означающий наличие полиса. Но с другой стороны, раньше, если у вас не было добровольной страховки, подставлялы требовали денег у вас. Теперь им придется иметь дело с вашей страховой компанией, с мощным штатом юристов и службы безопасности. Захотят ли мошенники "светиться" таким образом, вопрос; ведь на дорогах еще много незастрахованных. Добавлю, что Совет Государственной Думы рассмотрит поправки в закон "Об обязательном страховании автогражданской ответственности". Ранее Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендовал нижней палате принять в первом чтении два из 15 законопроектов. Первый из них предлагает отсрочить на полгода с первого января 2004 до первого июля взимание штрафов за незастрахованное транспортное средство. Второй предусматривает снижение страхового тарифа на 50 процентов для пенсионеров и инвалидов, а также сокращение с полугода до трех месяцев минимального срока страхования автомобиля.

Все статьи