Система смазки двигателя внутреннего сгорания


Данная статья описывает, для чего предназначена система смазки двигателя внутреннего сгорания, ее устройство и принцип действия.

 

Масло подводится в зазоре между поверхностями, трущимися друг об друга. Это уменьшает величину трения, охлаждает поверхность и удаляет продукты износа. Плёнка масла, образовавшаяся между цилиндром и поршнем, способствует повышению компрессии двигателя и уплотнению соединения.

 

Масло должно обладать такими свойствами:

нормативной вязкостьюминимальной температурой застываниямаксимальной температурой вспышкивысокой термо-окислительной способностьюминимальным коксовым числом (зольностью)отсутствием воды, серы, щелочей и минеральных кислототсутствием механических примесей

 

Масла, выработанные из нефти, наиболее соответствуют этим требованиям. Широко распространены синтетические масла, намного превосходящие по качеству минеральные, но имеющие более высокую стоимость.

 

Общее устройство смазочной системы

 

Существует несколько способов обеспечения смазкой трущихся деталей двигателя: разбрызгивание,самотёк, под давлением.

Сейчас используется комбинированный метод смазки, включающий в себя все три способа.

 

Принципиальная смазочная система машинного двигателя.

 

Масло поступает по специальным отверстиям от латунных шеек коленчатого вала к поршневому пальцу, или же разбрызгивается на стенки цилиндра из шатунного канала при совпадении каналов шейки и шатуна. Оттуда же масло разбрызгиванием попадает на кулачки распределительного вала, когда он находится в нижней позиции. Через неплотные участки в контактной зоне трущихся деталей, под давлением подвергающихся смазке, масло попадает самотёком на узлы ГРМ (толкатели, шланги, приводная цепь распределительного вала, стержень клапана).

 

Коленчатый вал при вращении разбивает капли масла, скопившиеся в картере, и в нём образуется масляный туман, который улучшает процесс смазки поверхностей, которые трутся. Масло по требованию инструкции должно быть тщательно очищено от продуктов износа трения поверхностей, и различных смоляных выделений, которые образуются при работе масла.

 

Для этого в системе установлен ряд фильтров.

 

Первый - сетчатый фильтр на маслозаборнике. После насоса есть разные пути очистки:

очистка полно-поточная — все подаваемое насосом масло движется через данный фильтр

очищается только часть масла через направление отдельного количества по параллельному каналу, откуда, после сливается в поддон

 

На системе установлены контрольные механизмы, поддерживающие температуру, являющуюся оптимальной для работы системы и устройства, обеспечивающие аварийный режим работы. Основные показатели работы системы — температура и давление. В зависимости от конструкции двигателя, оптимальная величина давления составляет 1...8 кг/см2. Определение пределов — задача режима работы ДВС. Редукционный клапан ограничивает до определённого уровня давление. Он стоит либо в основной магистрали, либо на масляном насосе.

 

Когда масляный полно-поточный фильтр отказывается работать, действует перепускной клапан, дающий возможность прохождения масла в систему мимо фильтра. Часть масла проходит по каналу, от насоса к радиатору охлаждения для поддерживания нормального теплового режима, а потом сливается в картерный поддон. Клапан подводящего канала отключает подачу масла к радиатору при давлении 1 кг/см2. Щупом или медной линейкой контролируют уровень масла в системе.

 

Масло заливают через горло в блоке цилиндров или через горло крышки клапана. В процессе работы часть отработанных газов непременно попадает в картерный поддон из цилиндров. Это приводит к худшему качеству эксплуатации. Для отвода этих газов используется картерная вентиляция, которая бывает открытой и закрытой.

 

Закрытая вентиляционная система действует путём отвода газов, попавших во впускной трубопровод. На месте соединения впускного трубопровода и вентиляции стоит клапан, который отключает систему при работе ДВС на холостом ходу. Гораздо больше распространена система, которая отводит газы в воздушный фильтр.

 

Приборы системы смазки

поддон масляный — резервуар в форме корыта с переборками и пробкой для сливанасос масляный — устройство шестеренчатого типа, состоящее из нескольких секций, отвечающих за смазку определённой части движка. В некоторых конструкциях он соединён с масло-приёмником, иногда оснащён редукционным клапаном.фильтры масляные — тонкой и грубой очистки. Грубая очистка происходит посредством фильтрующего элемента из металла. Бывает очистка путём центробежных сил.радиаторы масляные — охлаждают воздушным потоком масло, включаются и выключаются автоматически посредством специального клапана. 15-11-2010, 14:12 | Ирина Гудкова

Все статьи