Путешествие по золотому кольцу Полубарда и Надюши.
(29 сентября - 4 октября 2003 г.)

Посмотреть фотоотчет

Этот отчет скомпилирован из двух описаний одного события от лица двух его участников. Договоримся, что события от моего лица будут в обычном написании, а описание Юры - курсивом

Скажу сразу, это был лучший отпуск за последнее время.

Итак, бумаги подписаны, разрешение получено, билеты куплены, вещи уложены. Я еду в Москву. Хочется на время забыть про весь этот ЮКОС... АГА! ЩАС! Мой сосед по боковушке натягивает на себя свитерочек со знакомым треугольничком... Ну и ладно. Мое дело - отдыхать, что я и начинаю делать с книжкой в руках и всякими приятными мыслями в голове. Так, незаметно, наступает ночь, а потом и утро.

Понедельник, 29 сентября.

Москва

И вот я уже выхожу из вагона и оглядываюсь в поисках встречающего меня солнышка. Вот :-) Быстро движется навстречу и смотрит куда-то вперед. Соскучилась. Но вот мы уже подходим к стоянке и я с интересом разглядываю маленькую серую "Окушечку", которой предстоит катать нас целую неделю.

Сели, поехали. Разглядываю Юрку в новой для меня роли - водителя, строим планы. Решили заехать домой, скинуть вещи и докатиться до "Ашана" за продуктами в дорогу. Последние попытки вспомнить, что я забыла взять... Палатка, штатив, одежда, фотик, аккумуляторы... Ну да ладно, не в пустыне...

"Ашан" - огроменный. В нашей корзине уже куча консервных баночек, пара бутылочек, двухлитровый пузырек с вином (для меня), колбаса, сушеная картошка, чай, кофе и еще куча всего полезного. Однако, время летит - пора бы уже и начать наше путешествие. А посему - возвращаемся домой, упаковываемся и (УРА!) отчаливаем.

Первая запись в блокнотике (который будет потом беспардонно заброшен) сделана. Время и километры - пошли :-)

29 сентября в 17 часов, загрузив в машину походное снаряжение и себя, тронулись в путь.

На одометре: 45505, бензина в баке мало, пол-литра тосола в запасе и подклинивающий правый задний тормозной цилиндр - в таком состоянии машина отправилась в путь.

В это время в понедельник улицы еще свободны, поэтому мы без проблем выехали из Москвы на трассу М7. Практически сразу заехали на заправку "Татнефть" и залили полный бак 92-го. На одометре: 45532.

Не сказать, чтоб трасса была пустая, но движение было довольно шустрое, правда, дерганое: 80-0-80.

В таком режиме движения подклинивающий цилиндр не заставил себя долго ждать и вскипятил тормозуху. На очередном светофоре педаль тормоза провалилась. Попытки найти за 25 км от Москвы работающий автосервис не увенчались успехом, тогда я облил злосчастное колесо водой из заботливо припрятанной Василием под капотом бутылки и продолжил движение, периодически проверяя работу тормозов легкими нажатиями на педаль. За 50 км, что прошли до Кузнецов (там начинается небольшой кусочек автострады Е22), пару раз останавливались, и пока штурман бегал с фотоаппаратом и "щелкал" красивости, я поливал водой тормозной барабан через отверстия в колесном диске. Пар валил, как из нашего клубного самовара. Потом неисправность чудесным образом самоизлечилась и не проявлялась вплоть до возвращения в Москву.

Далее без остановок ехали до Владимира. Пока было светло, держали скорость 100-110. Когда проезжали Покров, стемнело окончательно, и, выехав из города, уже не разгонялись выше 80-90. К этому времени дорога почти опустела, легковых машин осталось совсем мало, в основном в попутном направлении шли грузовики. Встречное движение было гораздо интенсивнее.

Проехали Юрьевец, пригород Владимира, где, как выяснилось потом, был единственный мотель в округе. Проскочили поворот во Владимир и проехали 2-3 км по объездной дороге

Ко Владимиру подъезжаем уже в полной темнотище. Юрка пытается послать меня общаться с какими-то дядьками на предмет выяснения места, где бы остановиться, но в итоге идет сам, сетуя на мою полную бесполезность в дороге :-) Выяснить удалось немного...

Остановились у заправки, расспросив персонал, поняли, что переночевать цивилизованно тут не получится, и решили искать стоянку где-нибудь в лесу. Поехали в обратном направлении, повернули на дорогу к аэропорту. Примерно через 1 км увидели приемлемый съезд в лес. Чем и воспользовались. Поставили палатку.

Благодаря Сереге Голикову у нас есть горелка, на которой мы сооружаем нехитрый ужин из запасенных консервов, бутербродиков и чая, греемся спиртосодержащими напитками, наслаждаемся общением. Потом Солнца достает гитару, а я слушаю... Ляпота!

Ночью мне мерещились какие-то личности, которые шастали вокруг палатки...

Вторник, 30 сентября.

А утром выяснилось, что поставились мы почти на дороге. Ну то есть между нами и дорогой даже кустиков не было :-)

Умываемся, завтракаем, собираем свой походный домик, прибираем свинарник, созданный накануне и отправляемся оборзевать

Владимир.

Въехали в город, за 5 рублей у местного жителя выяснили, что смотреть-то в городе особо нечего, и по указанному им пути поехали к историческому центру города.

Отдельного упоминания заслуживают владимирские светофоры. Тут они частенько располагаются над каждой полосой. И с непривычки было странно наблюдать, как каждый из них живет по собственному расписанию. Представьте себе висящие над дорогой 3 светофора, причем на крайних - красный, а по центру - зеленый! Причем указывающие направления стрелки присутствуют только на зеленых секциях. В общем, маленький ребус для гостей областного центра.

Довольно любопытной оказалась экспозиция музея "Старый Владимир".

Там оказались всякие вещицы 17-18 века, в том числе замечательная вывеска, которую нельзя было не сфотографировать, несмотря на то, что билет на фотографирование мы не купили.

Потом пошли к золотым воротам. Потом набрели на красивость, стены которой, как нам поначалу показалось, напоминали что-то египетское, но все же это оказалось не совсем так

А вот еще одна красивость (точнее сразу две да еще с двух сторон), на которой мы и закончили обзор Владимира

Встретили на газоне человечка, который его стриг со злобной физиономией электрической косилкой :-)

Косилка была БИЗИНОВАЯ!!!!!!!!!!!!

Пока ехали через город, увидели кафе с красивым названием "Лукоморье" (и не менее красивым интерьером), где устроили небольшой праздничный обед по случаю успешного начала маршрута

Сели в машинку и отправились в

Суздаль.

37 километров до Суздаля пролетели мухой. Качество дороги - отменное!

Остановились почти на самом въезде - погулять и заценить отличие между встреченным тут дедулей с косой и тем недавним оператором электрической косилки :)

БЕНЗИНОВОЙ!!!!

Потом все же сообразили, что вышли мы рано и поехали к кремлю, где оставили Окушечку и пошли шляться. В кремле был выходной во всех музеях, и мы потопали по булыжникам через деревянный мостик над неведомой речкой к музею деревянного зодчества под открытым небом. Здорово! Музей работал последний день, да еще все домики были открыты для посещений. На радостях мы купили даже билет на фотосъемку :-) Один :-)

Походили по музею, сев на хвост какой-то экскурсии. Пофотографировали деревянные дома, церкви и мельницы, пользуясь благоприятными метеоусловиями.

Дом бедняка, богача... пялимся на печки-лавочки... ОПА! Кошшшшка... впрыгнула на окошко... Блин... фотик сдох :-) Придется уступить вкусный кадр Юрке :-) Старательно ловлю кошку, воздвигаю обратно на окно, с которого она попыталась сбежать, отпугиваю музейную работницу... Щелк!

А вот - ходильный колодец. Мне лично не вполне понятно, как успеть подхватить ведро, спрыгнув с колеса, когда оно уже поднято, но это - мои личные сложности, наверное :-)

Ну, что тут у вас еще есть посмотреть? Мельница ветряная? А вот - деревянная церковь, снятая разными людьми разными камерами и с разных точек... А церковь - одна :-)

А еще мы закупились сувенирами. Выяснилось, что Суздаль славится своими огурцами, в честь чего и были приобретены забавные деревянные штучки с их изображениями, попутно прихвачен ежик-брелок.

Зато не повезло с самими огурцами, которые так рекламировали во всех путеводителях. Их попробовать не удалось. И на литровую бутылку "Медовухи" стало жалко стольника. Зато поели вкусного местного мороженного под маркой "Бодрая корова".

С суздальского почтамта попытались позвонить в Иваново Любе Окуневой, к которой собирались напроситься в гости, но поскольку дома ее не оказалось, тронулись в путь. Так как следующим пунктом нашего маршрута была Кострома, мимо Иванова было всё равно никак не проехать.

Дорога до Иванова также была отменного качества.

Иваново.

Там красивостей почему-то не наблюдалось вот так сразу. Усиленно верчу головой. Ищем телефон-автомат.

В город въехали уже в сумерках и принялись колесить по улицам в поисках телефона-автомата. Телефонные аппараты периодически попадались, но все, как один, почему-то без телефонных трубок. А как звонить без трубки?! Может быть жители города - телепаты? Но тогда зачем им таксофоны?

Три из трех найденных аппаратов были без трубки! Даже подумалось, мож это модель такая :-) Местный житель, попросивший огонька обрадовал, что в любом случае карточка нужна.

Вот ведь прогресс… Как раньше было просто - кинул "двушку" - и звони куда хошь! Пришлось звонить с сотового. Люба оказалась дома, очень обрадовалась нашему приезду и пригласила к себе. Поплутав еще немного по городу, нашли ее дом.

Поблуждали порядком... прихватили тортик, вино... Для себя зацепила забавный напиток: Шуйский бальзам. Что в нем забавного, спросите вы? Состав! Среди всяких черносливов и прочих травок (ну, спирт - это понятно, куда ж без него) мы вычитали ингридиент под названием "бобровая струя". Вы бы стали это пить? Мы - стали :-) Но об этом - позже. А пока мы нашли нужный дом и пошли в гости. Нас встретило обилие народа, улыбок и теплых слов, малява с бутылкой и огромный пушистый котище.

По совету ее родителей решили отогнать машинку на платную стоянку. Удовольствие спать спокойно, не опасаясь за судьбу машинки, обошлось всего в 30 целковых.

(вернувшись, обнаружили маляву, сидящую в кресле в обнимку с маминым портретом), а потом говорили, запивая вином, заедая тортиком и согреваясь чаем.

Чудесно поужинав и обсудив наш дальнейший маршрут, приняли душ и отправились спать.

Среда, 1 октября.

Наутро выяснили, где можно найти интернет, чтобы слить фотки, рынок, чтобы закупить всяческого текстиля и, попрощавшись с гостеприимным домом, поехали дальше. С фотками не повезло. Win 98 отказался опознавать обе наши камеры, а драйверочки весят под 30 метров...

Жаль. После этой неудачной попытки мы посетили ивановскую текстильную ярмарку, прибарахлились слегка

На текстильной ярмарке были удачно засунуты в багажник по комплекту постельного белья, покрывала и шторки. Купили еще в магазине по дороге разрекламированную нам местную запеченую курицу и помчались дальше.

Опять поплутали немного в поисках выезда из города и продолжили путь в сторону Костромы. По совету Любы заехали в Плес. Симпатичный маленький городок.

Плес.

По городку ехали на интуиции. Она вывела нас к Волге. Я заметила, что вот, наконец, что-то похоже на нормальную реку, а не на те, что мы проезжали постоянно (например, замечательный мостик через речку Уловка... Конечно, уловка! Воды под мостиком не обнаружилось). Выяснили, что в музеях, указанных в путеводителях, как раз начался обед. Ну, а мы чем хуже? Взяли горелку, курочку и чайные вкусности на бережок и... вуаля... вот вам закусь и чаек :-) Заодно местную псину покормили косточками. Обедать закончили одновременно с музеем пейзажа, куда и отправились.

Зашли в музей современного пейзажа. Да-а-а… В путеводителях о нем рассказывается гораздо красивее, чем он есть на самом деле. В общем, смотреть там был совершенно нечего. Побродив по залам и поприкалывавшись над извращениями современных "художников" над понятием пейзажа, поднялись на смотровую площадку и оттуда насладились видами осенней приволжской природы.

Да, скажу я вам... Сначала нас долго таскали по залам с современным творчеством... видимо, чтобы по контрасту несколько пейзажей Левитана смотрелись так, как и должны смотреться пейзажи Левитана! Зато мы так накушались живописи, что в музей этого самого Левитана уже не пошли :-) Вместо этого вырулили к обзорной площадке. Ну да, вот это - красиво. Поставили штативчик, поснимали панорамки.

Там же, на асфальтовом пятачке возле смотровой площадки провели первое занятие по вождению автомобиля. С выключенным двигателем и на неподвижной машине штурман экипажа попробовал вообразить себя пилотом. Понажимав педальки и подвигав рычагом КПП, за руль снова пустили меня. Покинув черту городка продолжили занятия уже в движении.

А потом (УХ!) меня посадили первый раз в жизни за руль! Там же на кусочке асфальта около обзорной площадки. Подержалась за руль, понажимала педальки... здОрово! Потом Юрка вывез нас на дорогу за чертой городка и доходчиво рассказал, куда жать и как двигать всеми этими заморочками :-) И потом... ЧУДО!... я поехала за рулем машинки! Надо понимать, терпение у моего наставника было ангельское :-) Несколько раз я чего-то неправильно сделала с педалями и не включила поворотник... но это дело мне понравилось! И, вроде, даже не так ужасно получилось. Мы даже обогнали ТРАКТОР!

Я всегда говорил, что Ока очень хороша для начинающих водителей. Надюша неожиданно легко и быстро освоилась с машинкой и на ходу. Отважно набрав 40 на третьей передаче, мы проехали пару километров, затем, чуть разогнавшись, добрались и до 4-й передачи. И на скорости (о, ужас!) 60 км/ч гордо, как настоящие дальнобойщики покатили в сторону г. Приволжска. Перелет прошел без происшествий. Через город я проехал за рулем сам, затем на трассе Приволжск- Кострома вновь усадил штурмана за руль. Пусть не думает, что это легко!

Нагло попирая ПДД, мы пролетали населенные пункты, не снижая бешеной скорости, которая к тому моменту составляла уже 65 км/ч. В общем, первые уроки прошли к взаимному удовольствию, и Надюша твердо решила по возвращении в Самару поступать в автошколу.

Так я своими собственными руками поспособствовал появлению на дорогах страны еще одного "чайника". Кстати, качество дороги до Костромы также заслуживает всяческих похвал!

Все, пойду теперь учиться кататься на машинке :-)

Да, забыла еще про один урок. На въезде в Кострому Юрка подкатил к гаишникам и велел спросить дорогу к достопримечательностям. Что я и проделала довольно непринужденно. Как потом выяснилось, это был тоже урок - общения с гаишниками. :-)

Кострома.

Около 4 часов вечера подкатили к Костроме. У любезных гаишников выяснили, как проехать к главным достопримечательностям города - каланче и музею природы, в котором, если верить информации из краткой справки о городе, была выставлена уникальная коллекция жуков и бабочек.

Нахально запарковавшись посреди главной площади города (а что? Там уже стояло три местных машины!), пошли обозревать окрестности этой самой площади. Пошатались по торговым рядам, вначале приняв их за Ипатьевский монастырь, про который также вы-читали в краткой справке о городе (а что бы вы решили, увидев массивные белые стены и маковку церкви, торчащую посередине?), затем совершенно неожиланно попали на выставку-продажу местных изделий самоцветной промышленности, где Надюша приобрела себе комплект деревянных (!) украшений, а я - деревянный же "чекланчик", о котором так долго мечтал, но так и не смог его приобрести на "Груше"

Про анонсированную на въезде в город выставку бабочек никто, похоже, не слышал... Тщательный расспрос мной жителей разного вида не принес результатов. И вообще, я заметила, что Юрке люди охотнее рассказывают про культурные ценности. Конечно же, я сразу ему об этом наблюдении сообщила, присовокупив на вдохновении причину - "Видимо, твои попытки стать культурным вызывают в людях сочувствие" :-))

На наши расспросы о Музее природы аборигены удивленно пожимали плечами, а когда мы всё-таки нашли даму, знающую, где он находится, она нам также сообщила, что музей работает до 17 часов. Опоздали.

Потом, прикинув, что время у нас есть, приняли решение продолжить осмотр на следующий день и поехали искать место для лагеря.

С этими мыслями мы поехали разыскивать тот самый монастырь, с которым спутали городской рынок. Монастырь также был уже закрыт, и нам ничего не оставалось, кроме как искать место для стоянки.

Проехав мимо монастыря мы углубились в какой-то то ли ухоженный лес, то ли запущенный парк, проехав его, оказались на берегу Волги. Поездив немного по дамбе вдоль берега, решили, что у реки будет ночевать холодновато, и опять вернулись в лесок. Отползли 30 метров от дороги и разбили лагерь. Ну, разбили - это сильно сказано: я проголодался, и потребовал пищи. Пока мы ее готовили, стал накрапывать дождик. Мы, тут же побросав еду (а счастье было так близко!), принялись лихорадочно устанавливать палатку. Надо ли говорить о том, что, как только мы ее поставили, дождь прекратился?

Ужин прошел в теплой и весьма дружеской обстановке, с согреванием нас любимых винищем и всякими другими вкусными спиртными напитками, песнями под гитару, исполняемыми не мной и вообще очень мило. В процессе ужина чуть не улетела палатка, которую мы не стали прибивать колышками и которая призывно махала нам своим тентом :-) Поняв, что это намек, пошли спать.

Четверг, 2 октября.

Наутро, посмотрев на карту, я пришел к выводу, что ночевали мы чуть ли не в центре города! Ну и ладно. Никто ж нас не беспокоил!

Утро выдалось солнечное, хотя и не особо жаркое :-) Совладав спросонья с горелкой, я согрела воду для чая. Собрали лагерь и поехали снова в Кострому. По дороге попался очередной музей деревянного зодчества, в который мы опять пошли фоткать красивости.

Если у Надюши еще имелся какой-то энтузиазм по этому поводу, то я уже для себя сделал вывод, что все эти бережно хранимые музейными работниками древние срубы, в общем-то одинаковые… (Но, естественно, придержал этот вывод при себе!)

Переместились к Ипатьевскому монастырю. Походили, пофотографировали. Я сделал еще одно любопытное открытие: культурный уровень (по крайней мере, мой) не может повышаться непрерывно и ускоренными темпами. Мой воображаемый желудок был полон под завязку, и больше в меня не помещалось…

Зашли в церковь, все стены которой были разрисованы. Юрка заметил, что отсюда, наверное, пошло модное нынче графити. Чуть глубже в этом же здании под стеклом мной была засечена икона, нарисованная на дереве, которая состояла из 12 маленьких картинок, изображающих разные деяния какого-то святого. Ну, естественно, я сразу же подергала спутника за рукав и с горящими глазами заявила: "Ой, комиксы!" После чего мы устроили бурное, но тихое веселье, опасаясь, что нас с позором выставят из музея. :-) Побродив по усыпальнице ... полезли на звонницу.

При входе висел ящик с надписью "Входящие на звонницу - пожертвование 5 рублей". Уж лучше бы билеты продавали, честное слово!

Вход на звонницу охраняла сумрачного вида то ли монашка, то ли послушница, заодно торговавшая всякими церковными мелочами: свечами, брошюрками и цветными копиями чудотворных икон (бред, правда?)

Строгое объявление на 2 языках гласило по-английски "Не пытайтесь звонить в колокола", а по-русски "Колокола руками не трогать". Правильно, нашим не то, что звонить, даже трогать не надо бы... а то как потрогают... Так вот, пока мы там ползали по лесенкам, пялились и фоткали (практически даже и не трогая руками... почти что...) нас там закрыли. Пришли, а... вон чо. Я предложила было забраться снова и позвонить

Пришлось аккуратненько дверку выломать - уж очень на волю хотелось!

К сожалению, дверка легко открылась, как только сняли щеколду.

На выходе Юрка купил себе какую-то суперминиатюрную тарелочку (ну явно не по его аппетиту), попутно расспрашивая тетю, которая развесила уши от радости, что мы делаем ей выручку, о местонахождении музея природы. И мы поехали все ж до Костромы, надеясь найти все же этих жучков/бабочек/тараканчиков.

По пути заехали на рынок, где прикупили местного творога и сметаны - сегодня в нашем меню молочный день! После рынка нашли-таки этот музей природы!

Даже зная точный адрес, чуть не проскочили этот музей. Честно сказать, мой культурный уровень уже тоже сказал "хватит", как и Юркин, но я еще пыталась повосхищаться, хотя чучелы и бабочки не вызывали энтузиазизма никакого.

Видимо, это были последствия всё того же пресыщения культурными мероприятиями, но и этот музей не произвел особого впечатления. И вообще - жуки и бабочки гораздо красивее, когда за ними наблюдаешь в естественных условиях, а не рассматриваешь их сквозь стекло витрины, насаженных ровными рядами на булавки… Что-то в этом есть противоестественное, как и в десятках чучел зверей и птиц, выставленных в этом и других подобных этому музеях.

Решив, что на этом культурный осмотр Костромы окончен, направились в сторону Ярославля. По пути остановились пообедать на въезде в Ярославскую область. Заодно сделали пару снимков: "я на фоне..." и "так мы и ехали".

Ярославль.

Трасса, плавной дугой огибая город, уходила дальше в сторону Рыбинска, а к городу вела подъездная дорога. Здесь качество покрытия резко отличалось от такового на трассе. Трещины, выбоины, да и просто ямы попадались довольно часто. Разница в качестве дорог, вероятно, обусловлена тем, что трасса-то федеральная, а вот дорога к городу находится в ведении городских властей, которые на нее, видимо плюнули… Как очень скоро выяснилось, не только на нее. Все дороги в областном центре находятся просто в жутком состоянии. Чуть зазевался - тут же "поймал" очередную колдобину. Удивительно, как моторизованные жители города умудряются передвигаться по нему на недешевых иномарках да еще на довольно приличных скоростях? По-моему, по этому почти бездорожью комфортно можно ездить только на УАЗике, или, в крайнем случае, на Ниве!

В Ярославль мы въехали уже к вечеру. Нашли Спасо-Преображенский монастырь (который музей-заповедник).

Соблюдая все предосторожности добрались до кремля. Традиционно уже почти к закрытию. Купили билеты на вход, на колокольню и в музей природы. Прогулявшись по крепостной стене и мельком посмотрев с нее на медведицу Машу (ей уже больше 15 лет!), из-за толстых прутьев клетки показывающую зевакам всякие трюки, спустились к музею природы. При входе неприветливая вахтерша с претензией в голосе заявила нам, что через полчаса они закрываются. Поэтому мы быстренько обозрели экспозицию и убрались оттуда.

Не понравилось. Во-первых, вредные тетьки начали что-то бурчать про то, что они закрываются, а во-вторых уже порядком надоело пялиться на чучела. Начал накрапывать дождик. Полезли на колокольню. Вид - отличный,а вот музейные работники - гады. Не успели пофоткать как следует, как пришла тетька с веником и стала ворчать, что у нее рабочий день кончается.

Разобиделись на весь город и решили сваливать от этих негостеприимных товарищей. Юрка начал ворчать, потому как проголодался и устал. Зато в этом городе удалось найти фотоцентр, в котором мы все же скинули результаты наших фотографических трудов. Персонал там приветливый, ко мне, разглядывающей с монстром в руках витрину с цифровыми фотиками подошел какой-то фотоцентровский важный дядька и начал рекламировать свой фотоцентр и приглашать на сайт, чтобы участвовать в фотоконкурсе.

Обещали подумать. (Думаем до сих пор :-)) )

Хотя, надо сказать, на сайт я все же слазила.

Правда, приветливый персонал не сильно улучшил Юрке настроение. Да еще дорога попалась какая-то жутко колдобистая... Под мерное ворчанье водителя был выспрошен маршрут прочь из города и заодно сфоткана последняя в этом пункте маршрута красивость.

В попытках найти дорогу из города, я умудрился забраться на такую непроходимую "улицу", что до сих пор не понимаю, как я не посадил машинку между колдобинами… Жалко, все мысли в тот момент были сосредоточены на лавировании между бугров и ям. Надо было это сфотографировать. Жуть!!!

Машинка захотела кушать.

Тут обнаружилась еще одна подступающая проблема: стала помаргивать лампа резерва топлива, а на пути попадались заправки только одной фирмы. Угадайте какой? Славнефть, естественно. Ведь у нее в Ярославле имеется большой НПЗ, соответственно, бен-зин с других заводов возить сюда не имеет большого смысла.

Но на Славнефти я заправляться не хотел из принципиальных соображений. Слышал много негативных отзывов о качестве их бензина.

10 км от Ярославля. 20. Лампочка уже не мигает, а горит. Стрелка указателя уровня топлива уже практически залегла.

Славнефть, Славнефть, Славнефть…

"Не буду", - сказал я себе и перешел на сверхэкономичный режим движения. Держал постоянную скорость в районе 80 км/ч.

Правда, через некоторое время возникли опасения, что мы не доедем вообще ни до какой... Стемнело... Слева от дороги висела огроменная лунищща.

Фигово. Перспектива зависнуть дождливой ночью на трассе без бензина не прельщала абсолютно, и я "сломался".

"Ближайшая заправка - наша!" - штурман ничего не ответил, но, видимо, в душе Надюша была со мной согласна. Похоже, ночевать в чистом поле у дороги ей тоже не улыбалось.

Увидев заправку (хоть и тот же "Славнефть"), вздохнули с облегчением. Правда, заправляли они как-то не так... и ворчания моего водителя все продолжались... А уж когда мы сразу за этой увидели другую не славнефтевскую заправку...

Естественно, ближайшая заправка оказалась Славнефтью. Делать нечего. Заправились там. Ой, не зря, не зря говорили гадости про Славнефть. Последний раз я таким дрянным бензином год назад сдуру заправился в г. Осташкове, что в тверской области, на какой-то помойке, лишь наличием древних (с циферблатом) колонок похожей на АЗС. Так вот тут бензин оказался ничуть не лучше. Машинка зачихала, задергалась, стала пукать и плеваться, будто у нее случилось несварение желудка… От былой резвости не осталось и следа. Нет, конечно, свои 120 км/ч она честно набирала, но далеко не так охотно, как на татарском топливе.

Забегая вперед, скажу, что если бака татарского бензина нам хватило на 600 км пути, то эти 25 литров я сжег меньше, чем за 200!!!

Обиднее всего, что примерно через 800 метров оказалась заправка ТНК.

Но не сливать же было, в самом деле, бензин из бака!

Удрученный такими вот невеселыми мыслями, я вел машину дальше, про себя матеря Ярославское топливо и всех причастных к его изготовлению, а также обдумывая проблему ночлега.

Через час пути, стали думать о ночлеге. Накрапывающий иногда дождик не сильно вдохновлял на постановку палатки, а тут как раз на обочине подвернулась какая-то забегаловка с гордыми вывесками КАФЕ, ГОСТИНИЦА.

"Останавливаемся?" - "Останавливаемся!" - реакция наша была практически синхронной. Нагло развернувшись через 2 полосы подъехали к домику. Зашли внутрь и попали в кафе. Буфетчица (или кафетчица?) сообщила нам, что номер на сутки стоит 200 рублей. Коммунизм!!!

(правда, нет душа, который сломался) Зато в номере был обнаружен камин.

Нам выдали ключ, мы поднялись в номер, немного постояли, ошарашенные увиденным (за 200 рублей в нашем распоряжении оказался ШИКАРНЫЙ номер с двумя кроватями, креслами, балконом и КАМИНОМ!!!), и пошли в машину за вещами.

Притащили рюкзаки, заняли все розетки зарядниками, приспособили в камин газовую горелочку

Пока Надюша строгала салатик, я, поленившись идти за дровами, установил в камине горелку и вскипятил воду для чая.

... соорудили нехитрый ужин :-) Юрка повеселел и даже порепетировал концертную программу.

Со смаком поужинав, отправились [censored] :-)))

Пятница, 3 октября.

Проснулись довольно поздно. Умылись, перекусили и покинули временное пристанище. К полудню были уже в Ростове, где нас ждала дыра в асфальте :-)

По пути увидели указатель на монастырь, название которого в памяти не сохранилось, но, кроме названия монастыря, там было сказано, что это также место рождения Сергия Радонежского. Интересно… Как это он умудрился родиться в монастыре?! Либо церковники совсем заврались, либо монастырь поставили на этом месте позже…

Свернули с маршрута и поехали глядеть на то самое место. Не получилось. Надюшу в брюках на территорию монастыря не пустили, а предложенную любезным охранником юбку она одевать отказалась. Так и уехали.

Дорога была довольно свободна, поэтому я вновь усадил Надюшу за руль. По-моему, ей начинает нравиться! Примерно через полчаса мы были уже в Ростове. Проехав через полгорода по отходящей от шоссе дороге, буквально уткнулись в ростовский Кремль.

Ростов.

Подбираясь осторожно к кремлю и пытаясь понять, где припарковаться, вдруг попали колесом в открытый дождевой сток.

Прицелившись на место за стоящей у тротуара Волгой, я, как учили в автошколе, проехал немного вперед и начал парковаться задним ходом. В следующую секунду машина странно накренилась на левый борт и остановилась. Выскочив из машинки, я увидел жуткую картину: переднее левое колесо провалилось в прямоугольный колодец ливневой канализации. Хорошо еще, что в тот момент скорость авто составляла едва ли больше 1-2 км/ч, а то оторвали бы колесо…

Откуда ни возьмись, подбежал местный житель потрепанного вида, стал охать, лезть с советами ("надо помогать") и, наконец, вернулся из-за ближайшего забора с прочной доской. Надо заметить, что сток был прикрыт доской, но, понятное дело, гнилой. Вытащив домкрат, Юрка приподнял нашего букозоида, и доска была подсунута под провалившееся колесо, после чего мы благополучно сползли с нее на твердую землю.

Удивительно, но полет в яму прошел без последствий, спасательная операция заняла не более пяти минут, но страху натерпелись… Цыгану отдал 40 рублей, чтоб отвязался

С облегчением вздохнув, пошли смотреть кремль. Мы не вполне поняли как, но оказалось, что прошли мы на территорию через какие-то неучтенные ворота, не встретив ни контроля, ни касс (через которые мы как раз выходили). Ну и ладно. Всем нам это место хорошо знакомо. Тут снимали виденное много раз каждым "Иван Васильевич меняет профессию".

Большой и довольно интересный комплекс сооружений. Внутреннее пространство ростовского кремля оказалось разделено на две неравные половины мощной стеной, сквозь которую существовал лишь один довольно узкий проход.

Посреди двора была какая-то лужа, которую, наверное, именуют прудом. Там сидели бабульки, фотографировали свадьбы... Нашли мастерскую глиняных изделий. Я ушла оттуда с свистящим ежиком с дырочками в обоих боках и глиняным же колокольчиком.

На территории кремля разместилась мастерская по изготовлению так называемой чернолощеной керамики (серую глину умудряются обжигать так, что поверхность изделия становится черной и блестящей, как будто покрытой лаком). Еще удивило смешение архитектурных стилей. Буквально стена к стене стояли церкви. Купола одних были покрыты золоченым железом, другие были крыты таким же железом, но крашеным в зеленый цвет, а третьи были покрыты осиновым лемехом. Такого я не встречал более нигде.

Мой фотик как всегда капризничал и я периодически отбирала аппарат у солнушка, когда, внезапно обернувшись, находила какой-нибудь кадр, который не запечатлеть было бы обидно.

Пошатавшись по внутреннему двору и митрополичьему саду, поглазев на свадьбу, которую справляли в одной из церквей, переоборудованной под ресторан, вышли через главные ворота

Снаружи тоже (с видом профессиональных фотографов на работе) поставили штативчик и сфоткали панорамку.

Зашли в какой-то магазинчик типа "Охотник-Рыболов". Меня ничего не возбудило там, а Юрка попросил его увести, пока он к чему-нибудь не прилип. Да проще простого! И вот мы уже едем дальше.

Вначале я вел машину осторожно, прислушиваясь, не стучит ли чего, не гремит ли, но, поняв, что всё обошлось, поехал в обычном режиме.

К вечеру пятницы мы собирались доехать до Переславля. Да, собственно, так мы и сделали. Разве что по дороге остановились в чудо-избушке, чтобы перекусить.

На полчаса притормозили у кафе с уже знакомым названием "Лукоморье". Съели по яичнице и мороженному и тронулись дальше. Впереди заключительный пункт нашего маршрута - Переславль Залесский.

Переславль-Залесский.

Да, еще мы, справившись по телефону о дороге, заехали к Плещееву озеру, посмотреть на дивное диво - Синькамень. Про него лучше Юрка сам расскажет. Куда-то он там выползает, как его ни сталкивали.

Перед въездом в город свернули на дорогу, идущую к Плещеевому озеру, с тем чтобы поклониться древней языческой святыне - Синь-камню. О нем рассказывают невероятные вещи: будто бы пришедшие крестить местных жителей христианские экстремисты спихнули этот камень в озеро, так он через полвека вылез обратно! Зря, выходит, надрывались крестоносцы (камешек-то на вид не меньше 5 тонн), и поделом!

Несмотря на шуточки о засвеченной пленке, я его все же сфоткала.

На обратном пути заехали к святому источнику и набрали в нем воды. После чего последовал очередной сеанс обучения вождению, на этот раз по пересеченной местности. Ну, не всё получилось гладко, так ведь и стажу - всего 3 дня!

Окончив короткое занятие успешным выездом на асфальт, поехали искать дом Николая Кульбаки, пригласившего меня дать в Переславле концерт.

Мне была вручена схема и сказано "штурман, веди". На схеме были какие-то линии, ведущие как раз куда нам было нужно. Решив, что это маршрут, я стала направлять по ним. Кто бы еще предупредил, что это схема сетки! Ну ничего, поплутав немного, наконец нашли нужный дом. Выслушав инструкцию, что городок тут провинциальный, а потому я должна вести себя прилично, поднялись по лестнице (забавная планировочка у дома, двери встречались через каждые полэтажа). Обрадовав хозяев своим прибытием и свалив у них в коридоре вещи, взяли самого главного и пошли в магазин. За пельменями. Попутно вытащили из багажника винище, которое я пила всю дорогу, а оно никак не кончалось.

Кульбака - товарищ очень разговорчивый. Нам была проведена экскурсия по немаленькой квартирке, сварены пельмени. Долго сидели за чаем и разговорами. К полуночи хозяин нас оставил и поехал встречать жену. Спать уже хотелось жутко. Вымыв голову, помучавшись в попытках не уснуть, послушав Юркину репетицию... Мы все-таки вырубились оба сидя рядышком на диване. Проснувшись, решили разобрать диван. Нам сказали, что тут будет наше место на ночь. В полусонном состоянии скинули на пол подушки, подергали... подумали... подергали снова... Не получается. Даже проснулись. Поняли, что диван можно разобрать разве что отверткой или топором. Озадаченные, сложили на место подушки и стали ждать хозяев.

Загадка разрешилась просто. Надо было подушки сложить на пол и постелить на них белье! Вот это, оказывается, называлось "разобрать диван". Уплюхались на "диван" и мгновенно уснули.

Суббота, 4 октября.

Проснувшись, я поняла, что что-то не так. Вялость какая-то... Двигаться не хотелось, есть тоже... Затолкав в себя что-то, поехали в разрекламированные музеи. По дороге выяснилось, Что Юрка тоже неважно себя чувствует. Порассуждав, что же могло с нами такого случиться, пошли в музей чайников.

Необычный такой музей. Деревянный домик, как и заборчик, его окружающий, был раскрашен в яркие цвета и разрисован всяческими надписями типа "Без фотоаппарата вход воспрещен" и всякими другими забавностями. С нас не взяли денег за вход, там можно брать все в руки, трогать и фотографировать. У двери стоял сундучок, в который желающие могли кинуть купюру-другую "на заварку" (как гласила надпись на крышке). Приветливая тетя-экскурсовод рассказала нам про свой музей, про чайники и традиции чаепития. Присоветовала непременно посетить музей утюга и рассказала, как доехать до музея паровозов, куда мы и направились.

Объехав вчерашнее озеро, нашли обещанный поворот, довольно сносную грунтовую дорогу с песочком, и, через тройку километров, выехали к искомому музею. На нескольких ветках узкоколейки стояли всяческие паровозы и вагоны разной степени проржавленности. Почему-то возникло ощущение, что это не музей, а кладбище паровозов. Пощелкав некоторые и полазив по другим, решили, что делать там больше нечего. Подивились, почему все от него в таком восторге. Как позже выяснилось, в этот день был выходной, и мы просто не попали в ангар, где, как утверждали, "все самое интересное". Ну что же... все может быть.

Выехав снова на дорогу, отправились в обратный путь. От предложения еще немного порулить пришлось отказаться - как-то некузяво было. Где-то на пути мне позвонила мама, которая к субботе решила все-таки поинтересоваться, где и как я сплю и хорошо ли питаюсь :-)))

Въехав в город, нашли мы и музей утюга, который проскочили по дороге к чайникам. Молодой человек увлеченно рассказывал, как он восстанавливал старый дом, собирал утюги. Провел экскурс в историю утюга от угольных всевозможного вида и конструкций, через газовые и до электрических. Один экземпляр работал на спирту. Видимо, не наш :-) Разнообразие размеров просто поражало.

Вернувшись в дом, выяснили, что хозяева чувствуют себя прекрасно. Озадачены. Обнаружив с помощью хитрого прибора "градусник" цифру 38, я немного повеселела. Приятно все же знать причину своего "нехорошо". Скушала таблетку, Юрка выискал для меня тот самый бальзам с бобровой струей. Постепенно стало веселее. Солнушко репетировал свою концертную программу, я слушала... И вот, вскоре, мы уже начинаем собираться к месту проведения концерта.

Пока Юрка готовился, распевая в микрофон и издавая забавные звуки, я осматривала помещение, устраивалась поудобнее и расчехляла фотик. Со штативом, огромным фотиком и важным видом, я весьма смахивала на серьезного фотографа и сделала кучу снимков в подтверждение. Про сам концерт рассказывать будут другие. Мне лично понравилось.

Вечером я отыграл концерт (правда, в полупустом зале, но зато это был мой первый сольник!)

Хм... Краткость - сестра таланта? :-)))

После концерта мы решили, что возвращаемся в Москву этим же вечером. Заехали в домик, где зависли еще надолго, потому как хозяин в своей невероятной разговорчивости никак не давал нам возможности вежливо закруглить разговор. В итоге я обнаглела и начала дергать и пинать Юрку, намекая, что нам пора, довольно недвусмысленным образом. Юрка с радостью, как мне показалось, ухватился за эту зацепку. Мы сложили вещи, тепло поблагодарили хозяев и пошли к нашей машинке.

Казалось бы - все приключения уже позади. Ну что может случиться с нами на трассе? Окончательно расслабились мы, проехав КПМ (контрольный пункт милиции) на выезде из Переславля (он славится на всю Россию вредностью тамошних ментов). Однако, как выяснилось, впереди нас ожидало еще кое-что интересное.

Движение по трассе было не особенно плотным. По случаю темного времени суток ехали неторопливо - около 90. Изредка нас обходили иномарки, а мы, в свою очередь об-гоняли грузовики. Пару километров тащились еле-еле за какой-то фурой, не решаясь ее обогнать, поскольку дорога шла по холмам и далеко не просматривалась, а полос в этом месте было всего две. И тут путь нам преградила раскорячившаяся посреди дороги абсолютно "мертвая" "пятера", около которой стоял мужик с просительно поднятой рукой. Пожалели, остановились.

"Посадил аккумулятор", - не очень твердым голосом поведал нам страдалец. Ну, что ж, попытаемся помочь. Вытаскиваем "галстук", цепляем его. Трогаемся. Через 30 секунд я уже пожалел, что остановился. Мужик был явно неадекватен. Я пытался прижаться поближе к обочине, этот же деятель, как только мы набрали немного скорости, поперся на середину дороги. Рывок - и зад нашей Оки переставляет на четверть метра влево. Я едва успеваю выправить курс, чтоб не спикировать в канаву. Стараюсь стащить "прицеп" к краю дороги. Тщетно. Его как магнитом тянет к осевой! По ходу движения он еще и завестись пытается. Начинается подъем. Ока в гору тащить такой автопоезд отказывается. Останавливаюсь, отцепляю фал и от греха подальше сваливаю оттуда. Пусть его дальше везет кто-нибудь помощнее…

Ехали в темноте. Я люблю ездить по трассе ночью, хотя и понимаю, что водителю это не доставляет такого удовольствия. Точнее, мне кажется, никакого :-) Указатели по дороге (штук 20, не меньше) почему-то маниакально указывали нам дорогу на Сергиев Посад, но мы стойко продолжали путь к Москве.

Дальнейший путь проделали без особых происшествий, разве что уже на подъезде к Москве - дорога стала 4-полосной в каждом направлении, да и машин прибавилось - гневно оббибикал сунувшуюся нам под колеса ржавую "баржу". Как она шуганулась! Это надо было видеть!!! Ну, хоть одного волгаря на место поставили.

Тут пришло время перестраиваться правее - приближались к МКАДу. Поворот - МКАД - Щелковское шоссе - Б. Черкизовская - всё, кажется приехали.

Мотор заглушен. Приехали. Долго еще сидели в машине. То молча, то говоря что-то очень важное... Было хорошо. И будет...

Из машины выходить не хотелось. Посидели, покурили. Сообща решили, что было хорошо, но мало.

С частью вещей поднялись в квартиру, затем спустились за остатками. Было ужасно грустно вынимать рюкзаки из багажника и гитару из салона, понимая, что этот раз - последний. Завтра мы расстанемся, а машинку скоро надо будет возвращать хозяину.

Конечно, я понимал, что мой милый "штурман" уезжает не навсегда, что будут еще встречи, а возможно мы когда-то решим и вовсе не расставаться, но за эту неделю мы настолько прикипели друг к другу, что когда Надюша, наконец оторвавшись от меня, вошла в вагон самарского поезда, я понял, что с собой она увозит часть меня. Возвращайся, Солнышко!

Вот такое путешествие.

Посмотреть фотоотчет

© Надюша