Кемерово - Севск - Кемерово

Где-то в мае месяце родилась идея навестить родственников в Севске Брянской области. Давно не были. Как ехать? На поезде или на машине? Исходные данные: три человека, машина- "Ока" ВАЗ-111300 2001 года выпуска.

Подсчитали, получилось, на машине экономичнее. Подготовка особых вопросов не вызвала. Тем более, что на дворе июль месяц. Правда, лето выдалось, на редкость дождливым. Первым делом, был проработан маршрут. Для чего посетил в интернете сайт http://www.autotransinfo.ru/. Указал три промежуточных пункта: Татарск, Абатское и Уфу (чтобы объехать Казахстан) и получил подробную распечатку маршрута с указанием времени и километража. Осталась "мелочь" - подготовить машину. Сменил масло. Залил Лукойл - стандарт (10W30) и присадку ER. Так, с одним готово. Радиатор обтянул марлей от летающих монстров-насекомых. Посоветовался с опытными знакомыми. Некоторые смотрели, как на ненормального, некоторые - завидовали. Один из них, матерый автомобилист, подсказал, что с собой взять.

Итак, по порядку. Обязательно 4-5 литров бензина. Дело в том, что хоть заправок и много, иногда имеют место быть такие явления, как: отсутствие бензина или электроэнергии. Мало ли чего нет на наших заправках? Дальше. Дистиллированную воду, герметик, масло, запасные щетки дворников. Купил ремень генератора, запасные лампочки, свечи, предохранители. Ремень ГРМ решил не брать. Проверил инструмент. На всякий случай взял вулканизатор и сырую резину. В кабину, чтобы скучно не было, взял минеральную воду, арахис, карамель. Купил атлас автомобильных дорог с масштабом европейской части России 1:500000 (в 1 см 5 км). Закинул спальный мешок, туристский коврик. Запасся блокнотом и ручкой. Фонарик герметичный не забыл. Благо, хоть и небольшой, есть багажник. Продуктов взяли на день - два.

Итак, 8 утра 13 июля 2002 года. Машина помыта, заправлена, экипирована. Записаны стартовые данные: спидометр- 22200 км, бензин- 30 литров по 9-80, пункт отправления- Кемерово.

Старт! Идем по графику. Вскоре въехали в Новосибирск. Надо отметить, довольно сложный и неудобный для проезда транзитного транспорта город. Приходилось расспрашивать водителей и сотрудников ГИБДД. К слову, редкий город удавалось проехать без расспросов местных. Вот и окраина города. Вырвались! Подкралась тоска - барабинские степи. Ни городов, ни деревень, кругом болота. Только встречные и попутные автомобили нарушали идиллию. Но в этом есть свой плюс. Не теряешь времени. Только смотри, чтобы по самые стекла не провалиться в ямы на дороге (машина мелкая). Дорога после Барабинска заметно лучше - бетонка. Появился на горизонте второй из списка пункт- Омск. Время 20 часов. Город проехал быстрее, чем Новосибирск. За окном стемнело. На сегодня хватит, так и привыкнуть можно. Пора останавливаться. Дотянул до Красного Яра (это ещё 40 км). Время 21:00. Дневной пробег- 1040 км. Съехали с трассы в поле, выбрали укромное место. Поужинали и на боковую. Планировали ночевать на свежем воздухе под звездами. Но стадо голодных комаров загнало нас обратно в машину и ждало, пока мы выйдем. Зачем тогда загоняли в салон?! Так и легли (или сели?) спать. Двое на передних сиденьях, третий, благо невысокого роста - сзади. В общем, ожидал худшего. Но ничего, переночевали. Оказалось, что очень неудобные и жесткие штатные подголовники. На обратном пути поменял на мягкие. Правда, дамы, непривычные к походным условиям - первую ночь спали неважно. Я же, как только коснулся головой опоры, сразу же выключился.

Ура! Утро. Что-то около 7 часов. Помылись, позавтракали и вперед. Уже адаптировались. Благополучно миновали Абатское, Ишим. Ялуторовск. Легкий завтрак в кафетерии. Кстати, недорого и вкусно. Тарелка борща с мясом (настоящим!) - 8 руб. Для сравнения, под Саткой, тарелка щей без мяса (по-моему, и без картошки) - 22!

Вперед с новыми силами! Сбили с толку местные "знатоки" в Исетском. Дали ложную информацию о состоянии дороги под Шадринском. А может, "Оку" пожалели? Получился крюк километров на 150. Ну да ладно!

Проскочили Курган, Челябинск, Юрюзань, Миасс…

И вот он - седой Урал! Дождь льет не переставая. Туман. Условия - хуже не придумаешь. Переваливались тяжело. На второй скорости, в основном. Много машин стоит на обочинах. Остывают. Начало темнеть. По тормозам! Нашли укромное место, где-то за селением. Устроились. Комары уже ждут. Случайно, не старые ли знакомые, омские?

За спиной - еще 1210 км. За Уралом жара. После двух дней дождей - как бальзам на душу. Дороги отменные. Уже оставили позади Уфу. Где-то в башкирских степях пришлось нарушить правила: пересёк сплошную. Почти через километр остановили. Оказалось, что местные сотрудники ДПС вооружены огромными биноклями. Результат - минус 200 рублей из бюджета. Дальше едем аккуратней. До Самары добрались без особого труда. Нас догнала подружка-"Ока". Мой земляк (из Кемерово) с семьёй ехал в Мариуполь. Поговорили, пожелали удачи друг другу. И поехали: каждый своей дорогой. Правда, опять степи, да дорога вверх - вниз. Пора на Тольятти. Но, почему-то на указателе: "Автогородок". Это сбило с толку. Укатили в Самару. Пришлось возвращаться (16 км). Автострада в идеальном состоянии. В тольяттинских пробках не заметил сотрудника ДПС, махнувшего жезлом. Решил, что все равно далеко не уеду. Так и получилось. Перед мостом через Волгу остановили. Думал что по информации с поста на въезде в город. Оказалось, что проезд для иногороднего транспорта по мосту закрыт. Официально, как бы. Предложили переправляться паромом. Минут через двадцать уговоров всех, кто находился на посту, последние "сдались".

Всё! Прорвались! Но, плюс - ещё "минус" из бюджета 200 рублей. Уже и Волга осталась восточнее. Населенные пункты сгрудились. Поселок на поселке. Средняя скорость - 60 км/ч.

К Пензе подъехали ближе к полуночи. Правда, пришлось тяжеловато: очень темно и не знаешь толком, куда ехать. Вопрос: ехать дальше или остановиться? Пока не очень устал, решил уехать за городскую черту. Город проскочил на одном дыхании. Благо, что из множества светофоров, работали в обычном режиме 2 или 3. Остальные сиротливо моргали желтым сигналом. Свернув с трассы, нашли место. Схема известная. Легкий ужин, помывка и - спать. Накрутили еще 950 км. Сказались горы, "плотность населения".

В активе три ночевки и на спидометре плюс 3200 км. В пассиве - около 1000 км и день, надеемся, пути.

Рассвело. Время 7:30. Вперед, к финишной черте. Дорога отличная. Надо отдать должное дорожным службам. День идет к вечеру. Тамбов, Липецк остались в стороне.

Елец посложнее оказался. Хотя, есть правило: езжай по главной. Не ошибёшься… Бензин на исходе, уже лампочка горит. Заправок не видно. Уже думал за НЗ браться. Но Орел (город, который) появился раньше. Заправились. Здесь же обнаружили междугородный таксофон. Позвонили. Предупредили, что уже рядом. Оставшаяся часть пути заняла часа 3 и изрядно помотала нервы. Легче было проехать 4130, чем оставшиеся 230 километров. От Железногорска до Севска дорога ровная как линейка. Расстояние около 100 км. И ни одного поворота. Как в тоннеле.

Добрались что-то около 8 вечера. Погостили с недельку. Ради интереса помотался по авторынкам, сравнил цены. Можно сказать, рубль в рубль с кемеровскими ценами.

Подобьем итоги. Пробег до места назначения - 4360 километров, затрачено 4 дня пути. За рулем ежедневно - по 12 - 16 часов. Ушло 226 литров бензина (2100 рублей). Сотрудникам ДПС - еще 400. Теперь о дорогах.

Дороги в орловской, пензенской и самарской областях в отличном состоянии. Самые отвратительные дороги - в новосибирской области. В Свердловской области и в Удмуртии - плохие. Из дорог Сибири - лучшие в Кузбассе.

Самый дорогой бензин в Москве и Новосибирске - 10 - 10,5 руб./л.

Самый дешевый бензин - в Уфе и Самаре. По 8,60. Самые "вредные" сотрудники ГИБДД в Башкирии и Самаре.

Самый распространенный дорожный знак - "обгон запрещен" в сочетании со сплошной линией. Плюс во многих местах ограничение скорости. Ориентировался по схемам развязок при въезде в города или, как уже упоминал, расспрашивал местных (обычно на постах ДПС).

Дорога ждёт! Погостили и хватит.

24 июля 2002 г. На часах 4 часа утра. Бак под завязку. Вперед, пардон, назад домой.

Просмотрел атлас внимательней. Ехать через Тольятти не захотел. Не было желания воспользоваться паромом. Проложил маршрут через Пензу - Саранск - Уфу. Нашел дорогу до Орла короче почти на 120 км, через Дмитров - Орловский. Уже подъезжая к Орлу, прозевал поворот на Тамбов. Прикинул, что объеду по городу, но часа через 3-4, точно не помню, увидел указатель - Тула. Всё! Попал! Как не хотел через Москву ехать… "Подфартило". Пробки, смог, жара. В конце концов, вырвались из плена.

Под Нижним Новгородом лес горел. Дым, гарь. Кругом оцепление из военных и милиции. Проехали. Ближе к ночи подъехали к Казани.

Ночевать уже нормально. Вчера накрутили 1100 км. За Казанью увидел первый знак на Пермь. Рука дрогнула, и я свернул. Хотя знал, что ехать надо почти до Набережных Челнов. Ну да ладно, обойдемся!

Первое, что кончилось, это асфальт. Пошла щебенка. Пыль столбом, как от хорошего табуна лошадей! Вдруг уткнулись в берег Вятки. Моста нет. Приехали! "Долгожданный" паром "Малмыж" неисправен. Потеряли часа два. Грузимся, покупаем билеты, переправляемся,… Кончилась щебенка. Дорога пошла по лесу. Красиво-то, оно, красиво, но куда ехать?! И, вообще, где Пермь?!! В лесу дорожной техники - тьма. Копают, ровняют, укатывают. Снова копают… На сосне прибита фанерка. На ней краской от руки: "Пермь". Верить или нет? Ладно, едем. И так - километров 50. По поселкам каким-то, огородам. По грунтовке, между деревьев. Думали, не кончится все это. Вдруг лес разверзся, и появились: асфальт и, очень кстати, заправка. Дальше - легче! Не такое видали! Появилась на горизонте в свете луны Пермь. Здесь поплутали порядком, но выбрались.

Все, баста! Время 00:00. На этот раз остановились рядом с постом ДПС. Привлекли, скорее всего, все-таки, ларьки. Встретили кемеровчан. Они из Кирова возвращались. Выехали назавтра около 7 утра. Пробег за прошедший день - 944 км. Вмешались паром и лесная дорога. Урал перевалил намного легче, чем в Уфе. Горы не такие крутые. Правда, и дорога в горах длиннее. По дороге несколько раз перегревался бензонасос. Применял известный способ: мокрая тряпка и вперед. Кстати сказать, единственная неисправность, за всю дорогу, не считая двух помятых дисков при преодолении Урала. Но "шиномонтажек" много. Выправил, отбалансировал диски и смелее вперед по уральским колдобинам! Такое впечатление, что поработали на славу саперы. Может, кто скажет, откуда тогда появляются глубокие ямки с отвесными краями?

Вот так, объезжая колдобины докатили до Екатеринбурга. Поплутали по нему. Уже учёные! Спросишь - ответят. И езжай на здоровье. Очень много населенных пунктов. Да и плотность движения сказывается. Не разгонишься. Проехали, наконец-то, Тюмень и Ялуторовск. Добрались до Абатского около полуночи. Проехали 1076 км. Неплохо!

Самый тяжелый день - последний. До Кемерово около 1300 км. После Омска накопилась усталость. Глаза слипаются, а останавливаться неохота. Домой же еду! Дилемма: или ночевать где-нибудь под Новосибирском, что очень обидно, или тянуть до дома. Чтобы не уснул, меня поливали водой из бутылки. Так и ехали. Наконец-то миновали Новосибирск. Еще немного… Звезды понатыканы в небе, а мне не до них. Время подходит к 1:00. Еще чуть-чуть…

ДОМА! Ура! Машину в гараж. Завтра подсчитаем баланс.

Значит, так. Пройдено от Севска 4400 км за те же 4 дня. Теперь, общие итоги.

По подсчетам, на поезд и на переезды на троих туда и обратно требуется около 20000 рублей. А сколько тащить на себе сумок! А вагон ресторан сколько ещё отнимет?

На "Оке" общие затраты, включая питание - 7000 рублей. Общий пробег - 8757км. Расход топлива на 100 км от 4,6 до 4,9 литров, в зависимости от дорожных условий. Автомобиль, повторюсь, ни разу не подвел, если не считать "глюк" бензонасоса. Мелочь!

Насчет комфорта. Я сам под 2 метра ростом и тем не менее, чувствовал себя за рулем весьма комфортно. В свое время были у меня "Жигули" 3 модели. Так в них похуже, кстати. У "Оки" сзади, конечно, места маловато, особенно, за водителем. Подвеска, при кажущейся хлипкости, выдерживает довольно чувствительные удары. Единственное, что я сделал, поставил увеличенные чашки под задние пружины. Кстати, угар масла, если так можно выразиться, нулевой. Ожидал худшего. И еще одна незадача: вечером от мух, стрекоз и т. п., все стекло в "мясе". Пришлось купить стеклоочиститель ("Секунда"). Помогает!

Отзывы об автомобиле самые лестные. Правда, мелковат багажник и запаска под капотом может в салон залететь при столкновении с препятствием. Вообще, убрать ее подальше, в багажник, например. С запчастями сложности. Не везде есть магазины, торгующие запчастями на "Оку". Спасибо, что дочитали. Всем успехов.

Посмотреть сводную таблицу по расходам (формат .xls - 30K)

© Григорий Хамитов из Кемерово.