Автопробег Москва - Селигер - Свапуще - Новгород (Великий) - Питер - Москва (июнь - июль 2001 г.)

Предисловие

"Зима-весна
Весёлые каникулы
Весёлые каникулы
Зима-весна…"

группа "Ленинград"

Эта история началась ещё 17 июня 2001 года, когда окрестности Тушинского аэродрома заполнились победными звуками фестиваля КРЫЛЬЯ.

Накануне этого феерического действа наша семья в полном составе внезапно для себя решила поучаствовать в столь знаменательном событии в качестве зрителей. И вот, попрыгав в нашего "Мурзика", мы рванули на фестиваль.

Мы были очень рады как встрече с друзьями, так и всему фестивалю - он удался на славу, - но все-таки для нас главным зрителем среди всего этого шума был наш Кирилл, которому к тому моменту стукнуло 5,5 месяцев. Так вот этот пацан на удивление своих родителей сначала тусился вместе со всеми, а потом уснул - видно "убаюканный" раскатами русского рока.

Вот это была его главная ошибка, потому как на обратном пути его "рассудительные" родители решили, что у них уже вполне взрослый и "бывалый" ребёнок, который вполне поймёт их страстное стремление в Питер и с радостью разделит тягости такого путешествия. Дорога от Тушино до дома прошла в прикидках и задумках, в результате чего, получилось вот что.

Глава 1. Селигер

"Рыцарь, в путь! Перед тобою
Простирается дорога.
Если хочешь стать героем,
То не медли у порога…"

Из к/ф про Петрова и Васечкина

Итак, 30 июня 2001 года в 10 часов утра наш сплочённый коллектив тронулся в путь. В него вошли без исключения следующие личности:

Блинников Алексей Владимирович - муж, отец, водитель-механик (последнее - по необходимости);

Блинникова Анна Михайловна - жена, мать, завхоз-штурман (последнее - по необходимости);

Блинников Кирилл Алексеевич - сын, радость, повод для общения (последнее - по необходимости).

Мурзик - автомобиль Ока, средство передвижения, повод для геморроя и знакомства (последнее - по неожиданности).

Ну вот, кажется, все участники автопробега представлены, а тем временем мы без проблем выбираемся из субботней Москвы по Ленинградскому шоссе. По дороге бросаю последний привет своей работе, с которой меня с таким трудом отпустили на неделю, и полностью отдаюсь предстоящему путешествию. На последних каплях бензина выкатываемся из города и заливаем полный бак на какой-то подмосковной заправке в 33 километрах от старта. Кирилл сладко спит, устроившись в подушках на заднем сидении Мурзика.

Как это всегда бывает у нас, туристов (раздолбаев), нужного снаряжения никогда не найдёшь, поэтому топор мы купили за день до отъезда, а вот в Солнечногорском металлоремонте, который мы проезжали в 11 часов, нам удалось его заточить.

В 11-45 за окнами показался прыгающий Клин, потому как дорогу в этом месте, наверное, специально оставляют не тронутой, дабы сохранить её первозданный вид от начала веков.

К полудню мы оставили нашу родную Московскую область, а к двум часам свернули на Торжок (243 км от старта). Дорога, по сравнению с весной, находится в куда более лучшем состоянии, поэтому Мурзик смело шёл преимущественно 110 км/час по мере того, как ему мешали это делать ГИБДДшники. Хотя они проявили интерес к нашим персонам всего один раз во время нашего обеда на колёсах, что дало мне шанс спокойно дожевать бутерброд и размять затёкшие конечности. На этом они нас и отпустили, даже не удостоив краткой беседой. Вот такой нынче грубый ГИБДДшник пошёл! Но мы не в обиде...

Полюбовавшись на Торжковские церкви, мы, не останавливаясь, поехали в Осташков, но тут проснулся Кирилл и "сказал", что ему жарко, душно, хочется есть и всё задолбало! Полностью с ним согласившись, мы остановились у колонки с водой для привала. Набрали воды, умылись, поели, перевели дух, сделали занавеску на заднее левое стекло Мурзика для Кирилла, уточнили дорогу на Осташков у аборигенов и рванули дальше.

Дорога в Осташков хорошая так что в Осташкове мы оказались в 16 часов. Это потом нам сказали, что за въезд в зону отдыха Селигера взимается 35 руб. с носа. Для этого перед Осташковым поставили специальный пост, который мы столь удачно пролетели.

Дорога на турбазу "Сокол" быстро кончилась и вот, немного поплутав по прибрежным подъездным грунтовкам, мы остановились в первом попавшемся месте, как потом оказалось, очень удачно. Сосновый лес, песчаный пляж, немногочисленные и хорошие соседи - всё располагало к приятному и заслуженному отдыху, которому мы и стали непременно придаваться.

Кирилл весь вечер лазил то по траве, то по коляске, сверкая голым задом, а перед сном закатил такой скандал, что мы уже подумали, что он чем-то отравился, и собрались ехать куда-нибудь (в больницу). Но едва все сели в машину, и я пустил двигатель, как Кирюшка тут же заткнулся, а пока мы немного покатались по окрестностям, - уснул - спасибо Мурзику! Вернувшись, мы уложили сына спать, а сами на берегу чудесного озера добавили к и без того приятным ощущениям вкус пива "Старый мельник" и свежекопчёного местного судака.

На следующий день (1.07.01) между купаниями и загараниями нам удалось совершить две экскурсии и одну вылазку.

Первая экскурсия состояла в рекогносцировке местности, прилежащей к нашей стоянке. Другими словами мы исколесили все прибрежные дороги от турбазы "Сокол", до деревни Слобода. Основной целью этой экскурсии было выяснить парадоксальный факт того, что при отличной погоде в разгар сезона, когда на берегах Селигера просто некуда встать, сейчас народу было мало, ну а нам, как уже было сказано, встать удалось безо всяких проблем. Мы искали народ, - мы его нашли, правда, не так много и довольные вернулись на "базу".

Потом у нас села батарейка в телефоне и, узнав, что соседи с такой проблемой справляются своей автомобильной зарядкой, а к нашему телефону она не подходит, мы совершили вылазку на турбазу "Сокол", где нашли вожделенную розетку, в которой и оставили свой телефон на 3 часа.

Вернувшись, мы с удивлением обнаружили его на прежнем месте зарядившимся и полным сил (но почти пустым на предмет денег на счёте). Зарядив телефон, мы зарядились сами копчёной и сушёной рыбой на вечер, а вот хорошего пива не нашли…

Тут хочется сказать о наших соседях, о людях, которые уже далеко не первый год приезжают на Селигер отдохнуть. Как правило, большинство из них - москвичи, подходящие к отдыху капитально. Будь у нас побольше опыта в автотуризме (и денег), мы бы тоже неплохо устроились, а так, мы готовили на ИХ газу, сидели на ИХ стульях у ИХ костра, катались на ИХ лодке и т. д. Это в первую очередь говорит о том, что нам довелось повстречаться с хорошими и отзывчивыми людьми.

Именно они и стали инициаторами нашей второй экскурсии, которая проходила по воде. На моторной лодке с очень неплохими ходовыми качествами мы прошли мимо турбазы "Сокол" и зачалились на пляже турбазы "Хатин Бор", находящейся на берегу глухого залива озера Селигер. Там мы нашли пиво к рыбе, так что вечер обещал быть весёлым (мы ещё не знали насколько).

Потом хозяин лодки внезапно объявил о начале небольшой (на час) водной экскурсии. Мы проплыли на север до деревни Неприе, где нам показали дачи новых русских и пристань "Париж". Затем повернули на восток и через речку Копанку вышли к острову Столбной, где располагается монастырь Нилова Пустынь. Речка Копонка представляет собой скорее протоку, причём очень мелкую - нам пришлось поднимать мотор и идти на вёслах - её прокопали монахи монастыря, чтобы прихожане с другого берега могли плавать к монастырю напрямую, а не в обход острова Хачин. На сам монастырь мы полюбовались издалека, так как на подход не оставалось бензина, и, выйдя за восточный мыс острова Хачина, взяли курс на юго-запад, к нашей стоянке. Так мы посмотрели на Селигер и затарились пивом, а Кирилл получил боевое крещение на водах. Он сначала описал всю маму, а потом заснул и проспал всю дорогу под рёв мотора.

Тихий вечер и гостеприимная стоянка приняли нашу весёлую компанию. Кирилл был отправлен спать, а мы достали пиво, рыбу, гитару, сели у костра и понеслась…

… в общем, было круто, тем более что на следующее утро нам предстояло уезжать с Селигера и двигаться дальше в сторону Новгорода Великого. Навстречу к приключениям, обломам и неожиданностям.

Глава 2. "Свапуще"

"Положь колдобину со стороны загогулины
и два раза дергани за пымпочъку…"

из монолога М. Задорного

На утро (2.07.01) мы в последний раз искупались и, собрав свой небольшой лагерь, в 11-25 оправились в путь.

В каждом интересном путешествии должна быть своя доля авантюризма. Главное с этой долей не переборщить. У нас она выражалась в следующем. Все нормальные, рассудительные люди для того, чтобы попасть на машине с Селигера в Питер или Новгород, делают большой крюк (более чем в 100 км!) и возвращаются на питерскую трассу чуть ли не у Торжка, так как между Тверской и Новгородской областями, как это у нас всегда бывает, с дорогами очень плохо. Мы решили, что прорвёмся напрямик, тем более что основания у нас на это были (карта и опрос местного населения).

Первый план прорыва из Тверской в Новгородскую область подразумевал проезд ЧЕРЕЗ деревню Волговрховье, при этом мы в любом случае попадали в интересное место: исток Волги, что как-то скрашивало облом в случае тупика.

Дорога от т/б "Сокол" представляла из себя сплошные заплатки, по которым, однако, вполне неплохо ехалось. Эта дорога правела нас в н/п Свапуще, в котором нашёлся и поворот на Волговерховье. Вот на этом повороте и кончился асфальт, а до истока Волги, судя по указателю, предстояло 20 километров неукатанной гальки. По такой дороге Ока разваливается на ходу. Но наш Мурзик всё выдержал и к 12-40 привёз нас к истоку Волги.

Сам исток Великой Русской Реки оборудован очень неплохо: небольшая беседка, к которой от символических ворот ведут через болото добротные деревянные мостки. И из-под этих строений вытекает скромный ручеёк, - то есть собственно Волга. Там ещё какая-то церковь была, но при этом было так жарко, что мы попрыгали на сковородку, простите, в машину, которая нагревалась на глазах, и поехали…

Да, ЧЕРЕЗ Волговерховье нам проехать не удалось, - эта деревня оказалась полным ТУПИКОМ. Мы развернулись и поехали обратно. Ещё 20 км щебёнки под колёсами нашему Мурзику было слишком. Он из последних сил выкатился на асфальт в Свапуще и… умер.

Я воткнул в очередной раз скорость, а машина не поехала. Дал газу - на спидометре сразу увеличилась скорость, а машина как катилась накатом, так и катится.

Вот так мы и закатились в единственную на дороге тень, которую отбрасывала яблоня, растущая на чьём-то участке у самого забора. Тут из-за забора, у которого мы остановились, нас спросили о наших проблемах. Я ответил не сразу, осознавая всю глубину жопы, в которой мы оказались.

Дальнейшие события развивались неожиданно и стремительно, не поддаваясь членораздельному описанию. Аню с Кириллом пустили в дом, хозяин которого окликнул нас из-за забора - укрыться от жары. С того момента мы "поселились" в этом доме на три дня.

Хозяйка вспомнила о хорошем знакомом, который разбирается в машинах и всегда помогает. Он приехал и сразу принялся действовать. Звали его Игорь Иванович, и это он настоятельно предложил гостеприимным хозяевам дома (кстати, москвичам) вписать нас вместе с машиной на срок ремонта… Мы вкатили Мурзика во двор, поставили на место забор и, поддомкратив машину, выставили диагноз.

На самом деле она не умерла, - движок крутился отлично - а впала в кому, так как сдвинуться с места никак не могла. Тогда мы предположили, что полетел диск сцепления - одна из немногих деталей, которую я не успел поменять за время пользования автомобилем. Игорь Иванович сразу прикинул по времени и по расстоянию до того места, где можно было купить запчасти (г. Осташков), и было принято решение срочно ехать. Положение усугублялось тем, что у нас не оказалось книжки по ремонту Оки, а так машину никто в округе не знал. До Осташкова (52 км) мы долетели быстро, и, как выяснилось, в нём есть не только вокзал, пристань и парикмахерская, но и много магазинов автозапчастей. Их совместного ассортимента хватило на то, чтобы починить Оку.

Вернувшись, Игорь Иванович завалил меня инструментом и прочими необходимыми вещами, и я полез под машину вникать в её непростое устройство. Дальнейшие воспоминания не входят в разряд моих любимых, потому что следующие два дня я прожил в масле под машиной, иногда вылезая перекусить да переночевать. Мимо меня ездили машины, гуляли Аня с Кириллом, иногда приезжал Игорь Иванович, - в общем, шла жизнь, но всё мимо.

А ещё я вылезал, чтобы потыкать пальчиком в книжку (и какой только урод сочинял это руководство по ремонту автомобиля?!), но без него я бы вообще не разобрался, потому что куда больший урод делал саму машину. Очень скоро те страницы, на которых было написано про коробку, сцепление и ШРУСы приобрели цвет окружающей действительности, и их стало легко найти, но не легко читать!

Ночевали мы на втором этаже огромного старого дома, и перед сном ходили искупнуться на Селигер, до которого было самое большое 100 метров. А с утра - опять под машину.

И вот к обеду второго дня мы всё собрали обратно. Правда, собрали из того, что было. Нас уже порядком достало такое проживание в качестве незваных гостей, и малейшая перспектива уехать вселяла надежду. Мурзика "отключили от аппаратов" и выкатили на дорогу. Он завёлся и поехал. Мы стали упаковывать вещи. Потом он ещё поехал (всего 50 метров от калитки) и сломался опять. У Оки вылетел левый ШРУС.

В тот момент мне больше всего на свете хотелось повеситься… Я уже, было, решил оттащить машину в осташковский сервис, - и пусть они мучаются. Но Игорь Иванович резонно заметил, что ТАК машину буксировать нельзя, - надо полностью снимать ШРУС…

Вообще-то такой исход можно было предполагать. Даже в книжке мы нашли замечание на счёт того, что при сборке Шарниров Равных Угловых Скоростей надо обязательно заменить старые стопорные кольца на новые, а то они (ШРУСы) могут выскочить при движении автомобиля. Так и случилось. Но новые кольца нам удалось купить только на восьмёрку, и они не подходили как по толщине, так и по диаметру, поэтому я поставил старые в надежде, что обойдётся…

Мы закатили машину обратно, чем сильно обломали хозяев, ведь там и без нас в тот момент жили 6 человек и собака. Но реальность была сурова. И тут, рассматривая перспективу езды автостопом в Осташков за запчастями, я обнаружил, что ехать-то не в чем: единственные штаны, в которых я работал, были цвета машинного масла с грязью и не подлежали восстановлению. Услышав об этом, Игорь Иванович сел в машину и привёз тазик, порошок, щётку и кучу штанов, из которой подарил мне двое - для работы под машиной.

Анечка в тот вечер совершила невозможное. Она отстирала те единственные штаны, которые восстановлению не подлежали. Но воевать ей пришлось с ними до полуночи - в тот день мы закончили работу вместе.

А в Осташков ехать не пришлось - подточили, подогнули и кольца на восьмёрку подошли к Оке. Обратно всё удалось собрать к позднему вечеру, и, чтобы спокойно спать, мы решили опробовать наше творение и опять выкатили машину на дорогу…

О, как тревожны были первые метры езды на новорождённом Мурзике! Но вот мы съездили туда-сюда и поняли, что машина ожила! Игоря Ивановича мы нашли на его огороде, с которым он справлялся по ночам, так как днём мотался преимущественно по нашим нуждам. По-моему, он обрадовался больше нас и, подробно расписав свой огород (в 12 часов ночи) повёз нас купаться на бандитский пляж. Какой же был кайф купаться ночью в Селигере, смывая с себя всю грязь и накопившуюся усталость!

Потом мы поехали к нему домой, где пригодилась как поставленная нами в знак благодарности бутылка вина, так и гитара, которая недосчиталась после этой пьянки одного колка. А хозяин угощал нас в ответ всякими настойками да наливками, в результате чего к трём часам ночи он отвёз нас обратно практически никакущих. А на утро, преодолевая похмельный синдром, мы упаковались, оставили хозяевам благодарственную записку (они ещё раньше уехали в город сдавать экзамен по вождению) и, покинув Свапуще, поехали дальше.

Глава 3. Новгород Великий

"Конь да путник, али вам не туго?
Как бы впрямь в пути не околеть!
Бездорожье одолеть не штука,
А вот как дорогу одолеть?"

Песня из к/ф "Гардемарины"

Надо казать, что мы ещё долго стремались по поводу ШРУСов нашей машины. Мне представлялось, что вот сейчас один из них вылетит, и я судорожно начинал прикидывать, как в этом месте дороги чиниться - думы были мрачными… и нервными. Да, и всё-таки хорошо, что мы сломались именно там. Ведь нам опять повезло на хороших людей!

А между тем, через 8 км асфальт опять кончился. Вообще-то Игорь Иванович рассказывал нам о дальнейшей дороге. По ней действительно иногда ездят на Новгород. Она идёт сначала берегом Селигера, повторяя все его изгибы и заливы (говорят, это часть окружной селигерской дороги), а потом уходит на город Демянск, который находится уже в Новгородской области.

Асфальт на этом участке есть местами - в начале и в конце, а между ними 40 км всё того же щебеня, только, может, чуть-чуть поукатанней. Иногда дорога - это песок, иногда - земля. В общем, летом в хорошую погоду мы там смогли проехать (хотя и собрали полный салон пыли), а в других условиях - не знаю…

Тем не менее, Мурзик справился с поставленной перед ним нелёгкой задачей и вывез нас к Демянску. Здесь уже ощущались признаки деятельности новгородских властей - дорогу стал постоянно покрывать асфальт.

Через Демянск мы выехали на Старую Русу, в которой чуть поплутали и остановились купить чего-нибудь на обед. Это было уместно, так как появлялась возможность немного посмотреть на этот старинный русский город.

Теперь мы ехали на сам Великий Новгород, ну и приехали туда к 15 часам 5 июля 2001 года. Город нам понравился. Аня здесь была в девятом классе, поэтому мы ехали, полагаясь на её память. Методом концентрических окружностей мы приблизились к Новгородскому Кремлю. Там, на берегу реки Волхов у старого дуба оставили Мурзика, а сами пошли через пешеходный мост в Кремль.

На берегу под самыми крепостными стенами огромное количество местных жителей занималось купанием и загоранием, что было вполне естественно в этот жаркий летний день. Мы же прогулялись по Кремлю, перекусили тем, чем затарились в Старой Руссе и поехали в Питер. По дороге купили карту Новгорода, выполненную в старых традициях советской картографии, и по ней в 17 часов выбрались из города.

Глава 4. Питер

"И снова на бис превращает весна
Твой город решеток в мой город оград"

Группа "Зимовье Зверей"

Питер близился. По прямой, как стрела дороге мы влетели в Северную столицу в 19-40 и тут же начали осознавать, насколько она отличается от Южной. На первом же кольцевом перекрёстке нас унесло от дирекционного направления к морю. Поняв это, мы свернули на север, в сторону центра.… В общем, совершив ещё несколько колебаний туда-сюда, мы оказались на набережной Обводного канала, а потом… на Невском проспекте.

Тут настал предел нашему терпению, и в Доме книги, что напротив Казанского собора мы, наконец, купили карту Питера! Вдобавок к топографическим проблемам, которые в тот момент кончились, хочется сказать о хреновых дорогах (через перекрёсток - трамвайные пути) и тормозных водилах, которые, наверное, сами не знают куда едут, что также отличает Питер от Москвы. Зато небольшое скопление машин на перекрёстки в Питере громко называют ПРОБКОЙ!

Мимо Дворцовой площади выкатываемся на одноимённую набережную и по Литейному мосту попадаем в Полюстрово, где живёт наш хороший друг Женя. У него мы и вписались на ночь.

На утро мы с Женей встретили на Московском вокзале посылку из Харькова с семью пятилитровыми канистрами вишни и черешни и отвезли всё это домой. В последствии мы ели эти ягоды без перерыва вплоть до Новгородской области.

Из культурной программы на 06.07.01 предстояло посещение лавры Александра Невского, Казани, Ботанического сада, ЦПКиО, опять Казани и где-то на горизонте - Кронштадта.

В лавре было мрачно, хотя и прохладно. Под Казанью мы проверили стрелку (никого не было). Ботанический сад мы пролетели мимо… и остановились только около ЦПКиО, где собирались покататься на лодках. Такой "галоп" объясняется неудержимым стремлением к прохладе и воде, ведь день выдался на редкость жарким.

В Парке мы позволили себе оторваться как следует. Купив холодной минералки, мы нашли лодочную станцию и взяли на прокат лодку на два часа (50 руб./час). За эти два часа мы укатались вдоволь: излазили всю систему прудов и каналов, а также, выйдя на западный берег самого западного пруда, полюбовались Финским заливом. На предельной скорости вернувшись на базу, мы почти успели к сроку и почти не сломали весло. Ни того, ни другого организаторы проката не заметили, и мы на радостях решили посетить небольшую выставку аквариУМНЫХ рыбок и рептилий (глупых). Тем более что в тот момент нас уже не обременяли такие прелести цивилизации, как телефон (ещё с Новгородской области он безнадёжно потерял сеть, оказалось, у нас не был подключён роуминг!) и фотоаппарат (в нём кончилась плёнка). Потом мы перекусили шашлычком и усталые попёрлись к машине.

Подходило время вечернего выхода на стрелку под Казанью, и мы поехали туда. По дороге у Мурзика опять начали частично пропадать скорости.

Нехорошие мысли сопровождали меня до самой Казани, а там я решил проверить уровень масла в коробке - он ушёл. Я долил масла, и машина поехала дальше нормально.

Ну, на стрелке естественно никого не было, хотя посидеть в тени Казани и так приятно. В Кронштадте мы хотели ночевать, причём со всем нашим народом, но раз никто не приехал, мы поехали на залив к местам, прославившимся ещё в наше первое пребывание в Питере. Было приятно просто покататься по красивому городу (было бы совсем приятно, если бы не "дороги и дураки") а за одно съездить на море.

Среди огромной толпы народу с машинами, которая равномерно распределилась по берегу от нас до горизонта, никого мы не нашли, зато нашли заправку, где продавали 92-й бензин по 7 руб. (видать, распродажа). На свой страх и риск мы залили полный бак и поехали спать к Жене. Ночёвка в Кронштадте нам уже не улыбалась, так как за день мы порядком уморились, да и Кирилл очень устал.

Бензин оказался неплохой, и Мурзик быстро провёз нас в Полюстрово. "Жёлтая морда" даже на закате светила нестерпимо. На небе не было ни облачка. Мы легли спать с мыслью о том, что завтра мы едем домой, чтобы пораньше оказаться в Москве и успеть перевести дух. Ночью был ливень. Дождь не прекращался и утром. Мы попрыгали в машину и выехали в 8-42, а в 9-24 уже покинули Питер.

Глава 5. Назад

"Кому что, а мне досталась
Трасса Е-95"

"Алиса"

"А не посту - гаишники,
Неси бабло, столичники"

Народноя песня Розенбаума

Сквозь дожди и солнце мчались мы домой, то тормозя за фурами на узких участках, то пролетая населённые пункты на скорости 110 км/час. В плане ГИБДДшников проблем не было - посты нам удавалось замечать заранее, а о засадах вовремя предупреждали встречные. Ну и потом просто кощунство штрафовать Оку за превышение скорости!

На Валдае в 12-40 мы, как следует, подкрепились сами и заправили Мурзика.

Ввиду отсутствия магнитолы всю дорогу пели песни, а Кирилл слушал, потому что если мы молчали, то он орал на все лады, причём не в обиду, а просто так, по приколу. Там мы и приехали в Москву и в 18-40 подъехали к дому. Таким образом, круг замкнулся, а вместе с этим кончилось и наше путешествие.

Спасибо за внимание.

© Алексей (Бандюэль).