Лучше один раз увидеть…

Рассказ пойдет о том, как купить машину и совместить приятное с полезным.

Купить машину мы решили за несколько месяцев до поездки в Серпухов, бюджет на приобретение составлял 3000 долларов США + 500 долларов на ремонт и другие трудности (антикор, магнитола, колонки, различный пластик, масло для обкатки и так по мелочи оформление). В эти несколько месяцев решили поискать иномарку, но за три тысячи не нашли машины отвечающей всем требованиям; купить можно, но через год или два от нее можно будет избавиться путем переплавки или вложить еще две три тысячи не рублей соответственно. Проанализировав все вышеизложенное, мы остановились на том, что ОКА вне конкуренции с иномарками, тем более, она стала родной за семь лет ее эксплуатации. Купить машину за 2500, да еще и новую наверно все-таки лучше, чем иномарку "плавунца". Решение было принято - покупаем ОКУ (ура!!!). Ищем машину по салонам, выбор так себе, да и как-то не очень консультанты активно ее нам впаривали, в дальнейшем было принято решение поехать на завод (СеАЗ). Так как там покупалась предыдущая машина и машина наших друзей, путь был знаком и процедура тоже. На завод поехали в четверг, по пути наша старая машина вела себя очень странно - хоть она и неодушевленный предмет, но будто чувствовала, что ее скоро не будет с нами. Бензин за городом дешевле, сначала думали на него, но потом остановились, капот открыли - вроде все в порядке, но машина не едет, сопротивляется, дергается, скорость сбавляет. Эта загадка так и осталась неразгаданной. Добрались до завода мы где-то около 8:30 утра. На заводе уже кипит работа, зашли в отдел сбыта - все как в доперестроечные времена: две женщины перед нами комплектовали машину автовоз для "Возрождения"; нам выписали пропуск на перфокарте (давно таких не видела) на два лица, заверили в бюро пропусков по одному паспорту вошли на территорию. Нам через пару минут пригнали машинку по цвету, который заказали (с новыми сидениями), посмотрели придраться не к чему, но попросили другую. Пригнали другую, посмотрели, посидели, чего выбирать - первая такая же, как и вторая, а если что не так, то проявляется это обычно не сразу. Говорим: берем, ее отгоняют к магазину через дорогу. В этот момент мы встречаем зам. главного конструктора г-на. Павлова, наш знакомый - он предложил нам экскурсию по заводу (от такого предложения не отказываются). Мы зашли в магазин, там обстановка как во времена глубокой перестройки, только товар более современный, а так все то же, договорились чтобы нам оформили документы, а сами пошли на экскурсию.

Территория завода очень живописна - одна ее стена похожа на кремлевскую с зубчиками, но не такая высокая, на территории много старых построек, когда-то там был монастырь, осталась даже церковь, правда, она без куполов, но подкрашена и смотрится очень ничего. Старое четырехэтажное здание из красного кирпича - раньше там было производство мотоколясок и детских велосипедов, причем готовое изделие получалось на первом этаже, на четвертом собирали кузов, затем красили, вставляли детали и все остальное, на первом этаже проверка и к воротам на выход. Начинали нашу экскурсию с одного цеха (оказалось их всего два) - там собирают кузов, проваривают, достукивают, рихтуют, правят (шумно короче). Большое помещение, достаточно темное, освещать его полностью, думаю, даже незачем, ну и дорого слишком. Все производство поставлено на конвейер, но не как мы привыкли к тому, что конвейер идет по кругу, но принцип тот же. Сначала собирают боковины - сваривают (наживляют) затем стыкуют пол, крышу, боковины, раму ветрового стекла и др. детали кузова, затем вся эта конструкция попадает в руки роботов-сварщиков - занятное зрелище. Процесс контролирует сам робот, поразило то, как ловко он это делает и даже не цепляется своими механизмами за кузов, когда почти весь находится внутри него. Есть там еще один робот - более прогрессивный, но его работу нам пока не удалось увидеть. Там он вроде сам все собирает и сваривает.

Затем кузов попадает на финишную прямую - в этом цеху его обвешивают дверьми, капотами и др. металлическими деталями, зачищают кузов, подгоняют двери - дорабатывают одним словом до приемлемого вида. Перед выходом из цеха кузов проходит довольно жесткий контроль, на этой точке максимальное освещение в цеху такое яркое пятно, если обнаружен дефект кузов в сторону на доработку. Самое интересное то, как происходит перемещение дальше - на специальных цепях кузов подвешивают и поднимают под потолок, где он попадает в туннель и дальше по туннелю едет в другой цех. В другом цеху он спускается сразу в точку его обработки перед грунтовкой; тот же принцип конвейера, только уже более сложный, двухэтажный. Если не успевают обрабатывать кузова, почти весь процесс ручной, они "гуляют" под крышей цеха по сложным путям, но когда все в порядке, кузов обработан, покрыт грунтом, высушен, зашкурен вручную - он попадает в сектор покраски. Зрелище не для слабонервных, когда оттуда вышла девушка как космонавт, я поняла, почему покраска авто такая дорогая. Да покраска до сих пор ручная - спецодежда космонавта и вперед, все происходит в помещении: с одной стороны стеклянные окна завешены вроде полиэтиленом (наверно от запаха или может еще от чего), дальше кузов сохнет и попадает на окончательный конвейер, но в любой момент он может вернуться на начальный уровень в цех на доработку или исправление кузова. Но когда все в порядке дальше кузов оснащают проводкой, др. агрегатами, стеклами, ходовой частью и полностью начиняют его. Последний штрих - салон: обивка сидений, проверка на течь: загоняют в бокс, душем с разных сторон подают воду и сидя внутри машины визуально проводят оценку. Затем завершение всех работ ознаменуется попаданием ОКИ на "полосу препятствий": проверка настроек, сход-развал, тормоза, фары и все остальное. И вот машинка сама выезжает на свежий воздух и это ее первое дыхание. Мы тоже выходим из цеха, а в ушах все еще шумит, надо памятники ставить людям которые работают в таких условиях. По словам зам. главного конструктора можно поставить роботов и максимально снизить процент работников, но где тогда работать людям из маленького городка в провинции, да и дорогое удовольствие эти роботы. Еще забавный момент этого места - по территории завода и цехам ездят два вида автотранспорта: открытые и закрытые Оки. Их не узнать: закрытые похожи на реальность, но сзади они как грузовики; а вот открытые не узнать, основное, что бросается в глаза - это заднее сиденье (диван) и задние фары, все остальное неприметно и индивидуально. Эти машинки тоже используются для внутренних перевозок, только их кузовная часть находиться спереди и больше, чем у предыдущих, двигатель находиться сзади, они специально разрабатывались на заводе для внутризаводского пользования, довольно забавные экспонаты. Закончив нашу экскурсию, мы зашли в корпус, где работают конструктора, поделились с ними фотографиями с путешествий окаводов, посмотрели отчеты о "Пробеге деловых женщин Подмосковья" и пробеге "Возрождения" в Волгоград, интересно поучаствовать бы.

Еще мы получили ценную информацию, что в следующем году пройдет автопробег, посвященный сразу нескольким датам, в том числе, и 65 лет Серпуховскому Заводу Автомобилей. Нельзя пропустить эту дату, надо поддерживать отечественного производителя, тем более, что Ока-клуб уже побывал в нескольких городах Золотого кольца и может помочь советом и поучаствовать как представитель от наиболее отзывчивых потребителей…

© Docha (Татьяна)