Диагностика работы двигателя ВАЗ 21099, 2109, 2108 по состоянию свечей

Свечи зажигания хоть и кажутся банальными соединениями керамики с металлом, на самом деле могут многое рассказать о функционировании двигателя и его отдельных частей. Таким образом, свечи зажигания являются неотъемлемой частью диагностики работы мотора вашего автомобиля.

Перед тем, как начать изучать внешний вид свечей необходимо дать двигателю поработать достаточное количество времени, наилучшим вариантом станет осмотр свечей зажигания непосредственно после достаточно длительной поездки, например, после поездки куда-нибудь за город.

Весьма часто встречающейся и распространённой ошибкой является то, что водители зимой в минусовую температуру наспех выкручивают свечи, так и не дав в достаточной степени двигателю разогреться. Результатом такой спешки становится визуальное обнаружение нагара и, как следствие, неверные выводы. На самом деле подобный нагар может образовываться в результате работы двигателя в режиме холодного старта (когда он ещё не успел толком разогреться). Одновременно с этим происходит принудительное обогащение смеси и не особо устойчивая и рациональная работа двигателя, а причиной данной возникшей ситуации может быть неправильное функционирование высоковольтных проводов.

Риск неправильной диагностики работы двигателя вашей «восьмёрки» или «девятки» будет сведён к минимуму лишь в том случае, если перед тем, как осматривать свечи, вы прогоните вашу машинку на расстояние не менее 200 километров.

Итак, о чем же нам могут поведать выкрученные свечи?

На фотографии № 1 продемонстрирована свеча, которая напрямую говорит о том, что двигатель работает отлично, и в его функционировании нет никаких отклонений. В таком случае можно увидеть светло-коричневого цвета юбку электрода. Следы масла, нагара и прочих отложений отсутствуют. Такие свечи говорят и о том, что топливо расходуется вполне рационально и экономично, а также о том, что в данный момент не требуется дополнительная заливка масла в систему.

В том случае, если внешний вид выкрученной свечи напоминает фото №2, то стоит задуматься о том, что ваш двигатель потребляет слишком большое количество топлива. В данном случае вы сможете наблюдать наличие чёрного нагара на центральном электроде. Первопричин такого явления может быть несколько, среди которых наиболее часто встречающимися являются: засорившийся воздушный фильтр, либо чрезмерное обогащение топливно-воздушной смеси (такая ситуация может быть результатом некорректной регулировки карбюратора или инжектора или же неисправности этих частей).

На фотографии под номером 3 можно отметить совершенно противоположную картину: чрезмерное обеднение воздушно-топливной смеси. Если вы заметили, что ваша свеча приняла подобный вид, то самое время начать волноваться. В тех случаях, когда наблюдается обеднение ТПС, повышенная нагрузка вызывает сильное перегревание как свечи, так и камеры сгорания, а когда перегревается камера, появляется большая возможность прогорания выпускных клапанов двигателя.

На фото № 4 юбка центрального электрода приобрела характерный красно-кирпичный оттенок, который свидетельствует о работе двигателя на топливе, которое содержит чрезмерное количество присадок. Такие присадки состоят из металла, который образует налёт на поверхности изоляции. Образующийся при длительном использовании топлива налёт, имеет способность проводить электричество, поэтому ток с лёгкостью проходит через него. Так как ток в малой степени проходит между электродами, то свеча перестаёт нормально функционировать.

На пятой фотографии достаточно чётко видно наличие следов масла на поверхности свечи, особенно в области её резьбовой части. Если длительно неработающий двигатель с подобными свечами, в конце концов, запустить, то зачастую можно заметить, как он начнёт «троить», однако спустя некоторое время его работа стабилизируется. Причиной такого явления считается неудовлетворительное состояние маслоотражающих колпачков. Результатом этого является слишком высокий расход масла в первые минуты работы двигателя и наличие выхлопа, имеющего бело-синий цвет.

На шестой фотографии представлена свеча, которая вывернута из нефункционирующего цилиндра. Очевидно, что юбка электрода, как и он сам, покрыта плотным слоем масла, смешанным с несгоревшим горючим. Помимо этого на свече оседают мелкие частицы, возникающие в результате разрушающих цилиндр изнутри процессов. Причиной такой ситуации может стать сломавшаяся перегородка, которая располагается между поршневыми кольцами (в тех случаях, когда между клапаном и седлом находятся металлические частички). А возможно просто разрушение одного из работающих клапанов. При таком раскладе опять-таки наблюдается «троение» двигателя, однако оно приобретает постоянный характер. Мощность начинает падать, а расход двигателя расти (может наблюдаться возрастание в 1,5-2 раза). Одним единственным выходом из сложившейся ситуации является ремонт двигателя.

На седьмой фотографии наблюдается полное разрушение центрального электрода и его юбки. Первопричинами сложившейся ситуации могут быть: длительно работающий с детанацией мотор, использование низкооктанового горючего, а также раннее зажигание либо просто заводской брак свечи. Явления, возникающие при таком процессе весьма схожи с признаками, описанными в предыдущем примере (№ 6). Ремонт головки блокацилиндров актуален лишь тогда, когда частицы центрального электрода не прошли по нужной траектории и застряли клапаном (впускным).

На восьмой фотографии наблюдается «обрастание» центрального электрода отложениями золя. В данном случае цвет свечи не несёт особого диагностического значения, так как он отвечает преимущественно за работу топливной системы. Причиной возникновения подобного нароста является сгорание масла в результате выработки или залегания маслосъёмных поршневых колец. Как следствие наблюдается повышенный расход масла, а при сильной перегазовке – синий выхлоп с дымом, по запаху схожий с выхлопом мотоцикла.

Дабы избежать часто возникающих проблемных ситуаций с двигателем не забывайте регулярно проверять состояние свечей зажигания. В том случае, если двигатель функционирует в нормальном ритме, то можно надеяться на то, что свечи будут исправны и при таком пробеге, как 30 тыс. километров (как уверяют производители). Однако для профилактики возникновения неисправностей рекомендуется проверять состояние свечей после каждой новой замены масла и при прохождении новых 10 тыс. километров. Обязательными аспектами является удаление нагара и регуляция зазора до требуемой величины. В целях удаления нагара преимущество отдаётся металлической щётке. При применении пескоструйной обработки может произойти разрушение керамики центрального электрода, результатом этого станет такое же состояние свечи, как на фото № 7. Нежелательно переставлять свечи, ввиду того, что есть возможность работы цилиндров при различных температурах. Температурный режим крайних цилиндров зачастую отличается более низким значением по сравнению с температурным режимом средних.

Если приведённые фотографии не обладают для вас максимально необходимой информативностью, рекомендуется просмотреть данное видео, которое объясняет все возможные состояние свечей зажигания. Помимо этого, вы сможете узнать о новинках в мире свечей, а также их характеристиках и преимуществах.

Все статьи