ОКА - не такая, как у всех

«За рулем» № 3 за 2000 год

"Ока" - автомобиль хоть и маленький, но не примитивный. И выглядеть должен "на все сто", решили изготовители.

Малышка ВАЗ-1111 как-то незаметно успела состариться: угловатая внешность и спартанский салон уже отстали от моды. А покупатель, в последние годы получивший возможность не только посмотреть мировые новинки, но и познакомиться с ними ближе, ждет комфорта от автомобиля любого размера. Возросшие требования надо было удовлетворять - как у нас водится, минимальными затратами. Благо, конструкции двигателя и ходовой части оказались весьма удачными - "Ока" прекрасно чувствует себя и в плотном городском потоке, и... на бездорожье! Даже на маленьких 12-дюймовых колесах она с легкостью покоряет "направления", исстари заменяющие нам дороги. Недаром в гараже одного "нового русского" я видел аж две "Оки", на которых хозяин любит "оттянуться" по окрестным полям и лугам.

Словом, заказчик (завод малолитражных автомобилей - ЗМА КамАЗа) решил до поры ограничиться модернизацией. Руководила проектом тольяттинская научно-производственная фирма "СпецАвто" - один из вазовских дилеров и партнер Опытно-промышленного производства одновременно. Задача - осовременить автомобиль, удержав его цену в пределах двух тысяч долларов. Работа началась с "лица". Пластическую операцию провел вазовский дизайнер Юрий Верещагин. Мордочка у малышки получилась вполне современная, хотя в ней "просвечивают" знакомые мотивы "Запорожца", "ФИАТ-Ритмо" и "Рено-Твинго".

Толчок обновлению салона дала производственная проблема - треснула единственная пресс-форма для панели приборов. (Кстати, она и сейчас служит подремонтированная - ждет замены.) Новую панель рисовали "с нуля".

Над интерьером работал Олег Шапкин, тоже дизайнер ВАЗа. Идея - сделать его более дружелюбным, внести "круглую" ноту, свести к минимуму количество клавишей и приборов. Отказались даже от указателя температуры (его заменяет контрольная лампа перегрева двигателя), но зато поставили часы: в сегодняшней суматошной жизни, где надо повсюду успеть, они просто необходимы. Приборы сдвинули в центр подобно тому, как сделано на "Рено-Твинго", "Тойоте-Ярис"; предусмотрели нишу для радиоприемника. По краям панели нашли место для вместительных "перчаточников". У баранки "надули" и округлили среднюю часть; "восьмые" подрулевые переключатели позволили избавиться от клавиши управления задним стеклоочистителем. Отопителем и внешним освещением теперь заведуют круглые поворотные рукоятки.

Все задуманное воплотила в металле и пластмассе команда специалистов Сергея Диогрика. Они же колдовали над потолком и сиденьями: новая "ситцевая" обивка куда веселее, чем темный кожзаменитель. В таком виде и выставили машинку на Московский автосалон, где она заискивающе взирала круглыми глазами-фарами на любопытствующую публику.

Казалось бы, теперь - на поток! Но останавливать конвейер для переналадки на ЗМА не собираются - слишком накладно. Для начала решили изготовить полторы сотни машин, а прибыль от их продажи вложить в увеличение выпуска новинки. Оригинальные детали на первых порах будет делать все та же тольяттинская "СпецАвто". Подобная схема уже отработана в ОПП ВАЗа. Отсюда сейчас начинают путь на конвейер ВАЗ-2115, ВАЗ-2123 и новые модификации "десятки".

Так что скоро "новорожденная" появится в салонах. Но под каким именем? Ведь она уже не "Ока". Рабочее название проекта "Винни", ассоциирующееся с медвежонком, авторы считают не совсем удачным - малышка ведь не косолапая и вовсе не обжора.

Может, читатели "За рулем" помогут?

Сергей МИШИН. Фото автора. «За рулем»